Правозащитники рассказали о новых жертвах неправомерного антиэкстремизма

11 ноября 2010 года в Независимом пресс-центре в Москве прошла пресс-конференция о неправомерном применении в РФ антиэкстремистского законодательства. Поводом для обсуждения этой темы стало уголовное дело председателя общины Свидетелей Иеговы города Горно-Алтайск Александра Калистратова.

В пресс-конференции приняли участие член Совета при президенте России по содействию развитию институтов гражданского общества Сергей Кривенко, директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский, исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев, адвокат межрегиональной коллегии адвокатов Москвы Арли Чимиров и представитель "Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России" Алексей Назарычев.

Александр Калистратов в настоящее время обвиняется по статье 282 УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды"), якобы, за распространение экстремистской литературы. Однако, как рассказал Алексей Назарычев, преследование верующего началось гораздо раньше.

В 1994 году Александр Калистратов крестился как Свидетель Иеговы, и с тех пор исповедует эту религию. По профессии он - практический школьный психолог, около двух лет проработал по специальности в средней школе. Однако в связи с нарастающей тенденцией негативного отношения к Свидетелям Иеговы заведующая учебной частью настоятельно порекомендовала Калистратову стать православным. После этой беседы он был вынужден искать другую работу. Сейчас Калистратову приходится работать дворником и рабочим по обслуживанию зданий.

В 2000 году в связи с тем, что Александр Калистратов по своим религиозным убеждениям попросил заменить ему военную службу на альтернативную гражданскую, он был подвергнут аресту и находился в следственном изоляторе 21 день, пока ему не была заменена мера пресечения с содержания под стражей на подписку о невыезде. Позднее суд оправдал его действия и подтвердил его право на альтернативную гражданскую службу.

22 декабря 2008 года прокурор Горно-Алтайска обратился с иском в Горно-Алтайский городской суд о признании ряда публикаций Свидетелей Иеговы экстремистскими материалами. Калистратов в данном гражданском деле представлял интересы общины. В это время, по утверждению Алексея Назарычева, за верующим велось наружное наблюдение, а его телефон прослушивался.

Теперь, по новому обвинению, ему грозит два года тюремного заключения.

По словам Арли Чимирова - адвоката Александра Калистратова в уголовном процессе, сложилась парадоксальная ситуация. Его подзащитного обвиняют в распространении литературы, которая на момент совершения этого "деяния" еще не была признана экстремистской. Материалы дела охватывают временной период с 5 октября 2008 года по 31 декабря 2009 года. А некоторые публикации Свидетелей Иеговы были внесены в список экстремистских материалов только 27 января 2010 года.

Сергей Кривенко пояснил суть претензий правоохранительных органов к публикациям Свидетелей Иеговы, послужившим поводом для уголовного дела. В них "события отказа от военной службы оцениваются как положительный поступок".

По оценке правозащитника, это нонсенс. Как он напомнил, "с 1992 года в Конституции РФ закреплено право на отказ от военной службы и замену ее на альтернативную гражданскую службу".

"Свидетели Иеговы на самом деле демонстрируют не отказ от гражданских обязанностей... Развитие института гражданской службы - это не лазейка, не уклонение, это тяжелый труд", - пояснил Сергей Кривенко. Он также отметил, что молодые люди не выбирают место прохождения альтернативной службы, это прерогатива чиновников.

"Проблема в том, что человека, который не берет в руки оружия по убеждениям, обвиняют в экстремизме", - подчеркнул Алексей Назарычев. По его мнению, это "общественно значимый момент", который показывает, что у нас в стране "перевернутое правосудие".

Лев Пономарев сообщил о результатах мониторинга судебного процесса по делу Александра Калистратова, который осуществляет новосибирское региональное отделение движения "За права человека". У наблюдателей есть серьезные претензии к экспертизе, также они зафиксировали много нарушений процессуального характера.

К этому перечню Арли Чимиров добавил давление на свидетелей с целью принудить их дать на Калистратова нужные обвинению показания.

В свою очередь Александр Верховский дал оценку неправомерному применению антиэкстремистского законодательства в России в целом. По его данным, доля таких случаев, так или иначе связанная с религией, значительно больше доли, связанной с политической деятельностью. Именно эта кампания является идеальным примером того, что антиэкстремистское законодательство обладает опасным потенциалом, считает эксперт.

Фактически любое утверждение о превосходстве своей религии над другими, ее особой истинности, а также негативные высказывания о вере сейчас могут трактоваться правоохранителями как экстремизм.

"Это непомерно широкое понимание", - сказал Александр Верховский.

Эксперт убежден в том, что никакая правовая практика не должна приводить к дискриминационному отношению к гражданам. Во избежание этого необходимо изменить определение экстремизма таким образом, чтобы данное понятие было связано с насилием.

Лев Пономарев разделяет эту точку зрения и считает, что "закон об экстремизме приобрел сейчас разрушительную для нашего общества силу".

По мнению правозащитника, антиэкстремистское законодательство как инструмент борьбы с оппонентами использует в том числе московская патриархия: "Проблема в том, что есть одна из наиболее приближенных к власти религий, претендующая на то, чтобы стать государственной".

Исполнительный директор движения "За права человека" предложил совместно с Общественной палатой обратиться в Пленум Верховного Суда РФ, чтобы он рассмотрел такие случаи.

Дело Александра Калистратова - действительно далеко не единичное. Только в отношении Свидетелей Иеговы в настоящее время возбуждено еще 11 уголовных дел - в Тамбове, Челябинске, Асбесте, Омске, Кемерово, Йошкар-Оле, Туле и Салехарде.

 

Слева направо: Арли Чимиров, Алексей Назарычев, Александр Верховский, Сергей Кривенко, Лев Пономарев. Фото Веры Васильевой, HRO.org