"Лебедь, рак и щука в борьбе за новый облик Вооружённых сил"

Людмила ВахнинаЛюдмила Вахнина, Правозащитный Центр "Мемориал"; Общественная Инициатива "Гражданин и Армия": "Бессмысленно и вредно говорить о "дедовщине" как о неформальной иерархии, свойственной чуть ли не любому коллективу. Казарменное насилие порождается средой, где жестокость провоцируется законодательно закреплённым бесправием жертвы, считается нормой и является средством управления..."

 

 

Сегодня в Вооружённых силах РФ идут важные, но не очень заметные для общества процессы. По инициативе Д.А. Медведева, Контрольно-ревизионное управление при президенте РФ совместно с представителями президента в федеральных округах начало создавать рабочие комиссии, которые должны ответить на длинный перечень вопросов, касающихся проблем военной службы. Разделы десятистраничного перечня посвящены проблемам денежного довольствия, обеспечения жильём, медицины и т. п. Каждый раздел заканчивается фразой: "Проблемы и пути их решения". Не сглазить бы - кажется, в комиссии смогут попасть представители гражданского общества. [1]

Не так часто военных проверяет гражданская инстанция. Испокон века они сами себе писали правила и планы, выполняли их или проваливали - и сами себя контролировали, так что в любом случае могли победно рапортовать.

Особо интересен такой вопрос из упомянутого перечня: ход реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) "Совершенствование системы комплектования должностей сержантов и солдат военнослужащими, переведенными на военную службу по контракту и осуществление перехода к комплектованию должностей сержантов (старшин) Вооружённых сил РФ <…> военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (2009 – 2015 годы)" (в части улучшения жилищных условий).

Напомним, что в 2004 – 2007 годах осуществлялась ФЦП "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей", и именно в комплексе с ней срок службы по призыву был сокращён до одного года.

Программа была с треском провалена генеральским саботажем и повсеместными злоупотреблениями.[2] Сегодня части постоянной готовности комплектуются "срочниками", о программе 2009 - 2015 почти ничего не слышно. Относительно перспектив контрактной службы ничего понять нельзя: из высоких инстанций долетает весь спектр возможностей: от "за здравие" до "за упокой".

После того, как выбросили в никуда около 100 миллиардов р., затраченных на ФЦП - 2004, снова заговорили, что на контрактную службу якобы нет денег. Повторил эту заезженную фразу и министр обороны А.Э. Сердюков 23 сентября на совещании с силовиками в Санкт-Петербурге, куда были приглашены правозащитники. Он тут же услышал предложение, которое давно выдвигают и солдатские матери, и независимые эксперты – посчитать, сколько стоит призыв. Ответственный секретарь Союза солдатских матерей Валентина Мельникова предложила министру провести финансовый мониторинг и выяснить, сколько денег расходуется из бюджетов всех уровней на выполнение завышенного плана призыва, на все эти повестки, розыски, облавы, с сопровождающей их бюрократией.[3] (По данным газеты "Ведомости",[4] одно только халтурное медицинское освидетельствование призывников, в результате которого в армию попадают больные, инвалиды, психически неустойчивые молодые люди, обходится в 52 миллиарда рублей).

Добавьте к этому расходы на содержание больных месяцами в госпиталях, транспортировку туда-обратно уволенных по состоянию здоровья, выплату компенсаций семьям погибших или получивших инвалидность в мирное время.

Между тем, стоимость контрактной службы посчитана в Лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода под руководством профессора, доктора технических наук В.И. Цымбала на высочайшем экспертном уровне.

Показано, что в последние годы она составляет единицы процентов от оборонного бюджета РФ, а при его нынешнем росте приближается к 0,5 %!

За явной неубедительностью аргумента "нет денег", высокопоставленные военные прибегают к самой низкопробной дезинформации. В ноябре 2005 г. в "Российской газете" тогдашний начальник Генерального штаба Ю.Н.Балуевский сообщил, что весь мир развивается по схеме: 60-70% расходов на вооружение и оснащение войск, и только 30-40% на содержание. Однако согласно докладам ООН ситуация диаметрально противоположная. Во всех развитых странах 65-70% средств выделяется на содержание и боевую подготовку, и только 30-35% на закупки вооружения, научно-исследовательские работы и т.п. [5].

А нынешний начальник Генерального Штаба генерал армии Николай Макаров[6] сообщил, что в связи с планами изменения призывного возраста рассматривается опыт Франции, Италии и Испании (то есть тех стран, где призыв несколько лет как отменён). Что это – некомпетентность или привычка нести что попало? И почему в наших СМИ нельзя почерпнуть почти никаких сведений о том, что 62 страны, среди них - больше половины стран ЕС, отказались от призыва? Недавно решила отказаться и Германия, которую так любили ставить в пример наши генералы.[7]

Но вернёмся к встрече в Питере. Прозвучали заверения А.Э. Сердюкова о решительной борьбе с дедовщиной: "если в подразделении офицера убит хотя бы один солдат, то такого командира надо увольнять". Увы, оказалось, министр не в курсе, что в печально знаменитой военной части в Каменке все уволенные по его приказу офицеры, на совести которых гибель или инвалидность не одного солдата, уже восстановлены в прежних должностях военными судами.

Думается, что министр получил шанс осознать всю силу корпоративной среды, которая, защищая свои жестокие традиции и бесконтрольность – почву для коррупции, вынуждает реформы пятиться назад.

В конце встречи Анатолий Сердюков, выслушав всех, пообещал создать рабочую группу по разрешению самых острых и наболевших проблем: по отсрочкам, работе призывных комиссий и т.п.

Председатель организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" Элла Полякова вручила министру свои предложения.[8] (По меньшей мере, ещё три списка во многом совпадающих предложений выработаны структурами гражданского общества и размещены в Интернете).[9]

Конечно, хочется воскликнуть: "Лёд тронулся!" К этому подталкивает сам факт подобной встречи вкупе с мероприятиями под эгидой КРУ. Но как совместить с этим то, что происходит при призыве? Не будет большим преувеличением сказать, что призывные кампании 2009 и 2010 гг. отличались иррациональным стремлением забрить столько молодёжи мужского пола, сколько не существует в природе.

В Волгограде призвали юношу с одной почкой. В Хабаровском крае в воинской части был выявлен солдат, больной туберкулёзом в фазе распада. В Астрахани во время весеннего призыва парня с эпилептическим припадком увезли на скорой со сборного пункта.[10] Сердечников и язвенников тащит в армию в массовом порядке.

Зато в ряде военных округов увольняют контрактников, желающих служить. Дошла очередь до женщин, срок службы которых приближается к 10 годам. Иначе ведь придётся им давать жильё!

Военная прокуратура констатирует: переход на годичный срок службы не привёл к ожидавшемуся отмиранию "дедовщины".[11] "Дедами" стали немногочисленные оставшиеся контрактники и "срочники" второго полугодия службы. После этого пора бы понять, что бессмысленно и вредно говорить о "дедовщине" как о неформальной иерархии, свойственной чуть ли не любому коллективу. Казарменное насилие порождается средой, где жестокость провоцируется законодательно закреплённым бесправием жертвы, считается нормой и является средством управления.

При этом попытки перехода к контрактной системе происходят не из-за протестов солдатских матерей, а из-за того, что призывная система раз за разом доказывает свою непригодность для обеспечения боеспособности. Это в нынешнем году лишний раз подтвердили учения "Восток 2010" [12]. Выходит, это именно на боеспособность денег нет. На всё что угодно - олимпиады, саммиты - деньги есть, а на неё - нет.

К сожалению, общественность – эта вольная птица - никак не расправит крылья по-настоящему. Активно в поддержку спасительных для армии реформ выступает лишь сообщество организаций, защищающих призывников и солдат, немногочисленные журналисты и независимые эксперты. Но даже и активисты испытывают сомнения, раздумывая, какие предлагаемые "сверху" меры стоит поддержать. Этому способствует сокрытость процесса реформирования где-то в неведомых глубинах властных структур, а также неисполнение прежних обещаний. Настораживает и отсутствие нормативного регулирования обещанных министром мер (например, о досрочном увольнении тех, кто не использовал выходные дни). И неужели "гуманизаторы" армии не нашли ничего лучше, чем экономить на медпомощи военнослужащим, которая и так была "не ах", особенно для солдат?

А большинство народа безмолвствует, хотя острейшие проблемы армии касаются практически любой семьи.

Об авторе: Людмила Вахнина, Правозащитный Центр "Мемориал"; Общественная Инициатива "Гражданин и Армия"

 

[1] Информация получена от П.Б. Шмакова, Хабаровский краевой правозащитный центр.

[2] Генштаб: призыв срочников будет увеличен
Доклад "Нарушения прав военнослужащих по призыву при зачислении на военную службу по контракту и при ее дальнейшем прохождении". Общественная Инициатива "Гражданин и Армия", Москва, 2008

[3] По пресс-релизу организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" [4] "Ведомости" 25.08.2010. От редакции: Что немцу плохо. http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/244303/chto_nemcu_ploho

[5] В.И. Цымбал. Кто несет на себе тяжесть призыва в российскую армию?
Стенограмма "круглого стола", проведенного под председательством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П.Лукина 23 июня 2010 г. (Выступление В.И. Цымбала).

[6] "Начальник Генштаба сдержал порыв своего зама"

[7] Александр Гольц. Бундесвер наносит удар. 30 Августа 2010 г.

[8] Встреча с министром обороны: Солдатские матери Санкт-Петербурга передали свои предложения Анатолию Сердюкову.

[9] Президенту РФ Д.А. Медведеву против призыва в армию больных граждан, за военную службу по контракту.
5 шагов к реформе армии.
Тезисы: Гуманизация военной службы в обмен на ужесточение призыва.

[10] Информация получена от Н. А. Пономарёвой (Волгоград), В.В. Решёткиной (Хабаровск), Л.И. Гарливановой (Астрахань).

[11] Российская газета. Дельцы в погонах идут на посадку.

[12] Александр Гольц. 20 мая 2010. Манёвры переживём. А если война?

 

Источник: "Полит.ру"