Спасти детей России от избыточной диагностики умственной отсталости

Легендарная опекунская и приемная мама г. Астрахани Вера Дробинская спасла от Разночиновского детского дома-интерната пятерых детей (один из них был в ДДИ год привязан к кровати). Все - с чудовищными диагнозами, и все сейчас нормально учатся, социализированы.

 


Президенту Российской Федерации
Медведеву Д.А.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Власти Астраханской области вот уже 2 года отказывают в передаче в опекунскую семью Веры Дробинской воспитанника Разночиновского детского дома-интерната (ДДИ) для умственно отсталых детей Васи Макарова. Сейчас ему уже более 16 лет, ребенок уже 2 года мечтает вырваться из ДДИ, а вместо этого его по полгода держат в психиатрической больнице.

Не буду перечислять, сколько было написано обращений, моих личных разговоров на высшем областном уровне - все напрасно. А 4 октября с.г. суд отказал Дробинской В.О. в удовлетворении ходатайства об отмене решения органа опеки и попечительства, отказавшего в передаче ей под опеку Василия Макарова. Причем суд допустил вопиющее нарушение закона, не выяснив мнения ребенка и приняв решение в отсутствии Васи Макарова, который дееспособен и которому заведомо более 10 лет. Причины этого упорства властей очевидны и носят системный характер:

  • во-первых, за ребенка, "устроенного" в организацию для детей-сирот, органы опеки и попечительства потом никак не отвечают, а при передаче его в семью - отвечают;
  • во-вторых, стремящаяся к самосохранению интернатная система держится за каждого воспитанника, а психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) штампуют диагнозы умственной отсталости, выполняя заказ на "поставку" сирот в ДДИ;
  • но главное, что ребенку-сироте, переведенному из ДДИ в семью, по достижении им 18 лет необходимо предоставить квартиру, а если оставить его в ДДИ, то потом он пожизненно помещается во взрослый ПНИ, и "нет человека - нет проблемы" (И.В. Сталин). Практика экономии на сиротских квартирах методом избыточной диагностики умственной отсталости распространена очень широко и требует самого серьезного внимания органов прокуратуры.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, на Вашей встрече с членами и экспертами Общественной палаты РФ 30 ноября 2007 г. я показал Вам два фото девочки Лизы из Смоленска - на первом, на которое очень тяжело смотреть, 5-летняя Лиза со всеми страшными диагнозами, обреченная на отправку в ДДИ, на втором, сделанном через 2 года, - живое умненькое личико хорошо успевающей в школе и занимающейся в разных кружках девочки. А случилось то, что вместо перевода в ДДИ директор детского дома передала девочку в патронатную семью Татьяны Шарыповой. И все страшные диагнозы оказались фикцией.

Легендарная опекунская и приемная мама г. Астрахани Вера Дробинская спасла от Разночиновского ДДИ пятерых детей (один из них был в ДДИ год привязан к кровати). Все - с чудовищными диагнозами, и все сейчас нормально учатся, социализированы. И таких детей, не заслуживающих того, чтобы жить "как трава", быть "похороненными заживо", в Разночиновском ДДИ не менее сотни. И такая же ситуация по всей стране.

Мы в Общественной палате РФ, совместно с Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка, членами Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, сотрудниками аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ разработали комплекс мер, направленных на изменение самих принципов существующей глубоко порочной системы. Среди этих мер:

  • создание иерархии межведомственных органов, координирующих деятельность в сфере защиты детства и семьи;
  • коренная реформа деятельности органов опеки и попечительства и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • законодательное уточнение понятия патроната как замещающего семейного воспитания, профессионально сопровождаемого специалистами уполномоченной организации по опеке и попечительству, и как социального патроната неблагополучных кровных семей;
  • "поворот" всей социальной системы на адресную помощь семье, на расширение услуг, предоставляемых на дому, на сопровождение и реабилитацию по месту жительства, в том числе на сопровождение кровных и приемных семей с детьми-инвалидами, на профилактическую работу в социальной среде;
  • создание системы общественного контроля детских интернатных учреждений.
  • И, конечно, меры по реформе деятельности психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) - главного карательного органа российской системы образования; эти меры содержатся в направленных в Минобрнауки России Таблице поправок в законопроект "Об образовании в Российской Федерации", имеющих целью создание условий для практической реализации Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Прошу Вас поддержать эти предложения.

И в заключение - снова об опекунской семье Веры Олеговны Дробинской, которая явно поперек горла властям Астраханской области. Никакой профессиональной помощи в работе с непростыми детьми данная семья никогда не получала, но зато власти очень активны в части давления на семью. В том числе летом этого года вся махина исполнительной и судебной власти (в Астраханской области это не разные ветви власти, а фактически одна; и тут много вопросов к Председателю областного суда Василенко О.Н.) изъяла из семьи Веры Дробинской 10-летнего Рамазана С. - очень тяжелого инвалида с рождения, которого 9 лет назад Вера обнаружила умирающего в больнице и которого растила, держала на этом свете 9 лет. Это варварское решение вызвало бурю протестов по всей стране. В Астрахани (как и во всей России) немало людей, готовых на высокий духовный подвиг - взять в семью ребенка-инвалида. Но заниматься реабилитацией трудного ребенка и одновременно отбивать атаки властных структур, как это приходится делать Вере Дробинской, - на это люди не готовы. В результате дети навсегда остаются в интернатах, что, очевидно и является главной задачей "детской" политики властей Астраханской области.

Я обращался к Губернатору Астраханской области Жилкину А.А. по делу Рамазана С., писал о Васе Макарове, о детях неправедно исключенных из жизни в Разночиновском ДДИ, о штамповке убийственных диагнозов астраханской областной ПМПК. Но всё без толку. Александр Александрович, судя по его личному блогу, очень уважает и любит астраханские арбузы, но на детей его эмоций уже не хватает.

С уважением
Б.Л. Альтшулер, Член Общественной палаты Российской Федерации,
председатель Правления Региональной общественной организации "Право ребенка"