Колесник против России

Страсбург постановил, что экстрадиция в Туркменистан нарушит запрет на пытки.

17 июня 2010 г. Европейский Суд по правам человека вынес решение по делу №26876/08 "Колесник против России". Суд установил, что в отношении Ирины Колесник власти РФ нарушили статьи 31, 5(1)(f)2 и 5(4)3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интересы заявительницы представляли юрист Сети "Миграция и право" Правозащитного Центра "Мемориал", адвокат из Санкт-Петербурга Ольга Цейтлина и эксперт по работе с беженцами из Центральной Азии Елена Рябинина. Защиту на национальном уровне в 2007-2009 г.г. осуществлял московский адвокат Абу Гайтаев, в 2008 г. к работе подключилась Ольга Цейтлина.

Гражданка Туркменистана Ирина Колесник переехала с семьей на постоянное жительство в Россию, где уже проживала ее старшая дочь - гражданка РФ, в конце 2005 г. Муж и младшая дочь Ирины к моменту переезда также имели российское гражданство, полученное ими в посольстве России в Ашхабаде еще в 2002 г. Сама же она не успела его получить, т.к. перед вступлением в силу ныне действующего закона о гражданстве прекратился прием заявлений от лиц, находящихся за пределами РФ. Русскоязычная семья, постоянно испытывавшая на себе дискриминацию в Туркменистане времен правления Сапармурата Ниязова, заранее готовилась к отъезду: они получили статус добровольного переселенца и собрали все необходимые документы.

Тем временем, против начальника Ирины - ответственного секретаря Национального Центра легкой атлетики Туркменистана, где она работала референтом-переводчиком, - было возбуждено уголовное дело о хищении государственного имущества. Следователь, в производстве которого оно находилось, откровенно заявлял г-же Колесник, что намерен "посадить" не только ее непосредственного начальника, но и чиновника гораздо более высокого ранга, с которым у него были личные счеты. Следователь требовал от нее подписывать нужные для этого документы, а чиновник, в свою очередь, угрожал ее убить, если она даст какие-либо показания о его финансовых махинациях.

Эти обстоятельства вынудили семью ускорить переезд. В декабре 2005 г. Ирина с мужем и младшей дочерью вылетели в Москву, пройдя все необходимые формальности и даже запасшись справкой об отсутствии судимости у Ирины, которая требовалась для последующей натурализации в России. По приезде семья поселилась в г. Донском Тульской области. В мае 2006 г. Ирина получила вид на жительство в РФ и вскоре подала документы на российское гражданство.

Туркменский следователь, узнав, что свидетельница, на которую он "делал ставку", уехала, стал добиваться ее выдачи: через полтора месяца после отъезда Ирины из Ашхабада он вынес постановления о ее привлечении к уголовному делу в качестве обвиняемой и об объявлении ее в розыск. Позднее на основании этого Ирине было отказано в предоставлении российского гражданства.

15 декабря 2006 года в прокуратуре г. Донского Колесник сообщили, что в отношении нее проводится экстрадиционная проверка. Будучи уверенной в своей невиновности, она стала обращаться во всевозможные инстанции - в прокуратуру Тульской области, в Генеральную прокуратуру РФ, в Общественную палату РФ, - с просьбами защитить ее от неправомерного уголовного преследования со стороны туркменских властей, однако помощи не получила.

В мае 2007 г. Ирину задержали в г. Донском, но суд отказал в заключении ее под стражу, и через 2 дня она была освобождена. Однако прокуратура обжаловала отказ и, в конце концов, добилась того, что Ирину снова арестовали и заключили под стражу - на этот раз, в Москве. Почти год - с 19 августа 2007 г. по 12 августа 2008 г., - она провела в СИЗО, причем, без продления срока применения этой меры пресечения, что было грубейшим нарушением российского законодательства и двух определений Конституционного Суда, содержащих его разъяснения в данном вопросе. Освобождение стало возможным только благодаря тому, что в июле 2008 г. Верховный Суд РФ ограничил срок содержания заявительницы под стражей.

11 марта 2008 г. Генеральная прокуратура РФ, не дожидаясь разрешения вопроса о рассмотрении ходатайства Колесник о признании ее беженкой, вынесла постановление о ее выдаче в Туркменистан. Мосгорсуд, куда Ирина обжаловала это постановление, откладывал рассмотрение жалобы до тех пор, пока процедура по статусу беженца не завершилась окончательным отказом в рассмотрении ходатайства и, в конце концов, отклонил жалобу. Тем самым, незаконно принятое Генпрокуратурой решение было легализовано.

По кассационным жалобам Ирины и ее адвокатов Верховный Суд дважды отменял постановления Мосгорсуда и направлял дело на новое рассмотрение, в т.ч., и для проверки доводов Ирины об угрозе подвергнуться запрещенному Конвенцией обращению в случае экстрадиции. Мосгорсуд изыскал для этого весьма неординарный способ: направил в туркменский МИД запрос о том, действительно ли после выдачи заявительницы ее будут пытать и в самом ли деле туркменские суды не являются справедливыми и независимыми, как она пишет в своих жалобах. О содержании ответа, полученного уже из Генпрокуратуры Туркменистана, нетрудно было бы догадаться и без всяких запросов.

В конце концов, 31 марта 2009 г. Верховный Суд РФ отклонил жалобу Ирины, после чего постановление о ее выдаче вступило в законную силу. Однако оно уже не могло быть исполнено, т.к. задолго до этого - еще в июне 2008 г., - Страсбург по заявлению представителя Ирины приостановил ее экстрадицию, применив Правило 39 Регламента Суда.

 

Европейский Суд в принятом сегодня решении согласился с доводами заявительницы о том, что упомянутый выше запрос Мосгорсуда увеличил риск применения жестокого обращения к ней, т.к. раскрыл весьма чувствительным к своему имиджу туркменским властям ее отношение к судебной и пенитенциарной системе Туркменистана. Суд, кроме того, обратил внимание властей РФ на то, что при рассмотрении жалоб на угрозу применения пыток к заявителям в случае их экстрадиции необходимо учитывать не только официальную информацию запрашиваемой и запрашивающей сторон, но и сведения из надежных независимых источников. В постановлении отмечено, что такие источники свидетельствуют об отсутствии в Туркменистане положительной динамики в данном вопросе в последние годы. С учетом того, что вменяемые Ирине статьи предусматривают большой срок лишения свободы, Суд пришел к выводу, что ее выдача повлечет нарушение ст. 3 Конвенции.

Также Судом установлено, что длительное содержание Ирины Колесник под стражей без продления сроков применения данной меры пресечения и без судебных проверок законности лишения ее свободы повлекло нарушение ее права на свободу и личную неприкосновенность, гарантированное статьей 5 Конвенции.

Суд обязал власти РФ выплатить г-же Колесник 24 000 EUR в качестве компенсации морального вреда и скомпенсировать все заявленные в жалобе расходы и издержки.

 

Об авторе: Елена Рябинина, руководитель программы "Право на убежище"

 


1Ст.3: Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. <

sup>2>Ст. 5(1)(f): Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: (f): законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

3Ст. 5(4): Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.