Госбезопасность: Back In The USSR

Время КГБФедеральная служба безопасности пытается через закрепление в законе получить право заниматься "профилактированием" граждан и выносить им официальные предостережения – так, как было во времена КГБ. 3 июня 2010 года два парламентских комитета уже поддержали инициативу чекистов. Омбудсман Владимир Лукин убежден, что такой законопроект дискредитирует ФСБ и партию власти.

 

 

В четверг 3 июня 2010 года два профильных комитета Госдумы рекомендовали принять поправки к закону "О Федеральной службе безопасности" в первом чтении, сообщает "Коммерсант".

Законопроект о поправках в закон о ФСБ и Кодекс об административных правонарушениях был внесен правительством в Госдуму 24 апреля 2010 года. В пояснительной записке говорится, что "дополнения направлены на законодательное закрепление института мер специальной профилактики".

Мотивируя необходимость принятия поправок, ФСБ ссылается на радикальные проявления в российском обществе и предупреждает о росте экстремизма. Также ведомство указывает на то, что некоторые СМИ открыто насаждают в обществе "культ индивидуализма и насилия", пишет "Независимая газета".

Хотя члены комитетов по безопасности и по конституционному законодательству интересовались у присутствующих на слушаниях представителей ФСБ, нет ли в документе политической подоплеки, свидетельствующей о том, что начинаются предвыборные гонения на оппозицию, все же поправки были ими же и одобрены.

Против законопроекта выступил депутат Виктор Илюхин, который считает, что правом выносить предостережение физическому лицу должна обладать только прокуратура. ФСБ в этом случае должна действовать через прокуратуру, считает депутат.

Как считает федеральный Уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, который присутствовал на обсуждении поправок, это "антифээсбэшный закон, дискредитирующий ведомство" – подчеркивает Newsru.

По мнению омбудсмана, в законопроекте есть намеки на то, что каждый гражданин может быть "схвачен, притащен куда-то, где ему скажут: делай это, а не то, а иначе ты не гражданин, мы тебе непонятно что сделаем".

Владимир Лукин, говоря о поправках, язвительно отметил, что во время его выступления у него изо рта вылетают различные микробы, что можно расценить как угрозу безопасности всех присутствующих.

Как подчеркнул Лукин, закон демонстрирует, что "наши руководители говорят одно, а делают другое".

Лукин попросил партию власти "не подставляться", на что единоросс Владимир Васильев ответил, что если они не будут этого делать [не примут такой законопроект], то "Россия развалится".

Поправки к закону комментировал заместитель директора ФСБ Юрий Горбунов. По мнению Горбунова, право выносить предостережение подозрительным гражданам у ФСБ должно быть обязательно. По словам представителя ведомства, граждане смогут обжаловать действия сотрудников Федеральной службы безопасности в суде согласно ст. 6 действующего закона "О ФСБ".

По данным Гобунова, ФСБ и без закона ежегодно выносит около 2 тысяч предупреждений физическим лицам, например, в случаях, когда "Иванов Иван Иванович постоянно держит открытым сейф с секретными документами".

Когда же депутаты попытались уточнить, как ФСБ узнает об этом, представители ведомства сослались на оперативно-служебную деятельность. По мнению некоторых парламентариев, речь идет о доносах и анонимках.

Как заявил в ходе дискуссии заместитель председателя комитета, член партии "Справедливая Россия" Геннадий Гудков, в законопроекте речь идет о намерениях ФСБ в отношении СМИ - неслучайно пояснительная записка начинается словами, что "отдельные средства массовой информации, как печатные, так и электронные, открыто способствуют формированию негативных процессов в духовной сфере".

Как прокомментировал один из экспертов, "если ФСБ в открытую берется за "духовную сферу" – с перспективами демократии в России всё становится понятно..."

Начальник управления договорно-правовых отношений ФСБ Игорь Ильяш, в свою очередь, заявил, что бояться гражданам нового закона не стоит, поскольку предостережение не равно санкции. По словам Ильяша, ФСБ стремится предупредить ситуацию, когда человек пытается встать на преступный путь.