Правозащитники просят генпрокурора обязать министра юстиции исполнить федеральные законы

Херлуф Бидструп. 'Фирма'. Фрагмент13 мая исполнилось два года, как полномочия по регистрации и контролю за НКО перешли от ныне ликвидированной Федеральной регистрационной службы в Министерство юстиции России и ее территориальные органы. Соответствующий указ президент России подписал 12 мая 2008 года.

На основе изучения материалов по заявлениям НКО, обратившихся за помощью в Межрегиональную правозащитную Ассоциацию "Агора", документов и иных сведений о деятельности Минюста и его территориальных управлений в 37 регионах России с 13 мая 2008 по 13 мая 2010 года сегодня правозащитники направили генеральному прокурору Юрию Чайке заявление с требованием провести проверку по факту неисполнения Минюстом двух федеральных законов и указов президента. Также правозащитники просят принять меры прокурорского реагирования, обязав министра юстиции исполнить федеральные законы в полном объеме и устранить допущенные нарушения.

- Как показывает анализ развития правоприменительной практики, Минюст самоустранился от исполнения своих прямых обязанностей, фактически блокировав применение, принятых по инициативе президента России изменений в федеральные законы, регулирующие правовой статус НКО, - написали в заявлении Чайке правовые аналитики Ассоциации "Агора"..

В частности, правозащитники обращают внимание на то, что на сегодняшний день Министерство юстиции не утвердило формы документов, необходимых для государственной регистрации НКО, и до сегодняшнего дня применяются устаревшие формы, утвержденные 15 апреля 2006 года Постановлением Правительства России. Также в Ассоциации отмечают, что Минюст не утвердил формы и сроки предоставления документов для государственной регистрации изменений, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), сроки предоставления отчетности, порядок размещения в интернете отчетов НКО. Также не установлены порядок регистрации НКО, внесения изменений в учредительные документы, порядок проведения проверки НКО.

Кроме того, правозащитники сообщают, что в Административном регламенте исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций отсутствует регламентация процедуры приостановления регистрации, запрета требовать документов, не предусмотренных законом, сроки регистрации противоречат срокам, указанным в Федеральном Законе.

Также Минюст РФ обязан обобщать практику применения законодательства и давать соответствующие рекомендации. Такая практика ранее была в Федеральной регистрационной службе. Отсутствие таких четких и понятных рекомендаций как для специалистов Минюста РФ, так и для представителей НКО, приводит к противоречивому толкованию и применению норм права, отмечают в Ассоциации.

- Позитивное изменение законодательства на практике не привело к системным улучшением правового положения НКО, так как неотъемлемой частью изменений является реализация принятых законов путем регламентации порядка их применения и дачи рекомендаций, обеспечение единообразия толкования и применения норм права. Эти полномочия в сфере регистрации и контроля за деятельностью НКО возложены на Министерство юстиции России, которое их надлежащим образом не исполняет, - делают вывод в заявлении Юрию Чайке правовые аналитики.