"Оглянись в раскаяньи" — 30 лет спустя

Из заявления историков, публицистов, правозащитников: "Катынская трагедия не должна быть забыта, и если жертвам должное отчасти воздано (увы, лишь отчасти), то палачей вновь восхваляют — и не только их прямые наследники..."

 

 

* * *

 

В 1980 году в журнале "Континент" (№24) было напечатано заявление "Оглянись в раскаяньи", написанное к 40-й годовщине катынского преступления (текст был составлен главным редактором "Континента", покойным Владимиром Максимовым):

В эти памятные и скорбные для Польши дни мы, советские правозащитники, хотим еще раз заверить своих польских друзей, а в их лице и весь польский народ, что никто из нас никогда не забывал и не забудет о той ответственности, которую несет наша страна за преступление, совершенное ее официальными представителями в Катыни. Мы уверены, что уже недалек тот день, когда наш народ воздаст должное всем участникам этой трагедии, как палачам, так и жертвам: одним — в меру их злодеяния, другим — в меру их мученичества.

Апрель 1980

* * *

 

Читая эти слова сегодня, как будто ничего не убавишь, не прибавишь, кроме того, что за прошедшие годы стали известны важнейшие документы и вина не только НКВД, но и политбюро ЦК ВКП(б) — вина, и тогда несомненная, — стала неопровержимой. Тем не менее продолжаются, а в последнее время даже усиливаются, причем уже в стенах российского парламента, попытки опровергнуть преступление советско-сталинских палачей. На протяжении десятилетий до последних лет существования Советского Союза продолжалось сокрытие преступления, укрывание преступников, насаждение лжи. Сегодня, на фоне молчаливого невмешательства официальных российских властей, возобновились попытки опровергнуть неопровержимое и внедрить в общественное сознание прежнюю ложь.

Катынская трагедия не должна быть забыта, и если жертвам должное отчасти воздано (увы, лишь отчасти), то палачей вновь восхваляют — и не только их прямые наследники.

Так "недалек ли тот день", когда российское общество перестанет жить мифами и трезво поглядит на свое прошлое? "Что мне поляки?" — готов сказать рядовой житель России, обремененный своими повседневными заботами. Может быть, стоит ему напомнить, что в Катынском лесу расстрелы советских граждан шли задолго до 1940 года, что тысячи расстрелянных поляков из лагеря в Осташкове лежат в Медном под Тверью вместе с тысячами расстрелянных жителей тогдашней Калининской области, что массовые захоронения жертв коммунистического террора существуют в каждой области всех бывших советских республик.

"Что мне прошлое?.." — ответит он. Но: сегодня заявляют, что поляки не были сталинскими жертвами, — завтра скажут, что сталинских жертв вообще не было. Или — едва ли не худший вариант, — что они были оправданны. Перефразируя Оруэлла ("кто владеет прошлым — владеет будущим"), можно сказать: кто пренебрегает прошлым — потеряет будущее.

Это хотим мы напомнить сегодня — несколько из подписавших заявление тридцатилетней давности (многих уже нет в живых). Среди нас сегодня и те, кто не мог его тогда подписать, в первую очередь находившиеся в СССР — часто за решеткой, колючей проволокой, в ссылке, а также те, кто еще в советские времена не по долгу историка-профессионала, а по личному гражданскому чувству прилагал усилия — и прилагает в сегодняшней России — к полному раскрытию катынского дела.

Владимир Абаринов, Ирина Белогородская (Делоне), Андрей Блинушов, Елена Боннэр, Владимир Буковский, Илья Бурмистрович, Борис Вайль, Александр Грибанов, Наталья Горбаневская, Александр Гурьянов, Виктор Давыдов, Татьяна Житникова (Плющ), Юлия Закс, Сергей Ковалев, Эдуард Кузнецов, Александр Лавут, Павел Литвинов, Татьяна Максимова, Алексей Памятных, Леонид Плющ, Александр Подрабинек, Кирилл Подрабинек, Арсений Рогинский, Галина Салова (Любарская), Габриэль Суперфин, Татьяна Ходорович

* * *

 

30 лет назад благодаря парижской "Культуре" (1980, №5) в Польшу пришел необычайный текст свободных русских. Несколько месяцев спустя польское общество, поддерживая возникновение "Солидарности", выразило такую же надежду на то, что скоро будет "воздано должное как палачам, так и жертвам". Требование правды о Катыни становилось всё более мощным бунтом против "катынской лжи" — перманентной лжи советских и пээнэровских коммунистов.

Для нас необыкновенно важно, что в России — и в той былой советской, и в сегодняшней, сверх меры ностальгирующей по коммунистической империи, — были и есть люди правды, для которых выступать против лжи — дело очевидное.

Сегодня мы, независимые круги, занятые в Польше делом памяти и прав человека, хотим заверить наших русских друзей, а в их лице российское общество, что никто из нас никогда не забывал и не забудет чувство братства, которое мы испытали со стороны тех русских, что, нередко пренебрегая грозящей им опасностью, сумели действовать ради общего блага — исторической истины. Благодарим вас.

Варшава, 25 февраля 2010

Катынский институт в Польше, Независимый исторический комитет расследования катынского преступления, Польский катынский фонд, Объединение "Катынская семья" в Гданьске, Центр "Карта"