О войне и мире на Кавказе

16 марта 2010 года состоялась дискуссия на тему "Конфликты на Кавказе " из цикла "Война и мир". В дискуссии в качестве докладчиков приняли участие член Совета Правозащитного центра "Мемориал" и Совета по правам человека при президенте РФ, номинант Нобелевской премии мира-2010 Светлана Ганнушкина; польский аналитик, специалист по странам Кавказа, автор книги "Планета Кавказ" Войчех Гурецкий; заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов и заместитель директора Института межнациональных отношений МГИМО Виктор Мизин.

Дискуссия проходила в рамках проекта Музея и общественного центра "Мир, прогресс, права человека" имени Андрея Сахарова - программы публичных обсуждений и лекций, посвященных актуальным для России и одновременно имеющим глобальное измерение проблемам. Как заявляют организаторы, это "отражение "сахаровского" взгляда на мир, его уверенности в том, что в XX и XXI веке вызовы глобальны, а поиск ответов невозможен в границах отдельно взятой страны, без диалога и сближения".

Как пояснили сами выступающие, они пытались понять, что происходит на Кавказе - территории очень близкой и в то же время очень далекой от среднего россиянина. Обсуждение темы строилось вокруг трех ключевых вопросов: "Вооруженные конфликты на Кавказе за последние два десятка лет", "Северный и Южный Кавказ… территория без войны и без мира?" и "Перспективы Северо-Кавказского федерального округа".

Войчех Гурецкий в своем докладе основное внимание уделил проблемам развития Северо-Кавказского федерального округа РФ. Напомню, что он был выделен из состава Южного федерального округа указом Дмитрия Медведева от 19 января 2010 года. В новый округ вошли Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Чечня и Ставропольский край. Полпредом президента в СКФО был назначен бывший губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

По мнению Войчеха Гурецкого, создание данного территориального образования - "это проявление новой тактики Москвы по отношению к Северному Кавказу". Аналитик охарактеризовал ее как тактику "экономического роста вместо силового воздействия". Если раньше российские власти, говоря о Северном Кавказе, в первую очередь обращали свое внимание на преступность и лишь во вторую - на проблемы социально-экономического характера, то теперь ситуация изменилась, считает специалист.

"То, что занимало первое место, отошло в сторону. Задача нового федерального округа - это экономический подъем региона, привлечение иностранных инвестиций, развитие туризма. Это образование - своего рода точка отсчета", - полагает Войчех Гурецкий.

 

Слева направо: Сергей Маркедонов, Виктор Мизин, Светлана Ганнушкина, Войчех Гурецкий. Фото Веры Васильевой, HRO.org

Анализируя причины, побудившие российское руководство к такому шагу, аналитик выразил надежду, что власти осознали провал своей прежней политики:

"Этой политики просто не было, она носила чисто реактивный характер. Власти реагировали на ход событий, но не предлагали внятной программы. Отсутствовала концепция, что сделать с этим регионом".

Теперь, отмечает Войчех Гурецкий, нужно "начать планомерную работу, больше развивая экономику и поднимая уровень жизни. Такой подход позволит решить кавказские проблемы". Однако достижение цели во многом зависит от того, признает ли федеральный центр "плюрализм северо-кавказских обществ".

"Пока игнорируются независимые круги, я имею в виду оппозицию, правозащитные организации. Единственным партнером федерального центра являются власти республик Северного Кавказа, которые очень часто коррумпированы. Залогом успеха новой тактики, если она есть, является более широкий выход со своими предложениями к северо-кавказским обществам", - поясняет Войчех Гурецкий.

Еще одна задача, по оценкам Войчеха Гурецкого, которую пытается решить федеральный центр - осуществление контроля над Рамзаном Кадыровым, ставшим "очень самостоятельным политиком" и "уничтожившим внутреннюю оппозицию". Москва, по выражению докладчика, "является "заложником" Рамзана Кадырова".

Говоря об актуальных угрозах, Войчех Гурецкий назвал разделение Кавказа на две части - относительно стабильный "северо-западный Кавказ и восточный и северо-восточный Кавказ, который будет больше изолирован от всей страны".

Взявший слово вторым политолог Сергей Маркедонов  убежден, что главные проблемы Кавказа сейчас носят отнюдь не экономический характер.

"Никакой инвестор не придет туда, где похищают людей", - заявил он.

Сергей Маркедонов также указал на чрезвычайно высокий уровень коррупции в регионе, что практически сводит на нет денежные инвестиции.

По его мнению, неясно, какие истинные резоны стояли за формированием нового округа и назначением полпредом Александра Хлопонина.

"Назначение кулуарное, без широкого обсуждения. В кулуарах не все имеют четкое представление о том, что происходит на Северном Кавказе, нет понимания того, что Южный и Северный Кавказ связаны друг с другом", - критикует действия государства эксперт.

Сергей Маркедонов считает, что вместо осмысления того, что им противостоит, и применения соответственных мер российские власти ведут "избитые разговоры про бандитов, которые против своего народа, напоминающие агитпроп".

Необходимо понять, каковы реальные ресурсы популярности местных лидеров, "какие идеи их кормят, и сделать эти идеи непривлекательными, нужно дать понять, что власть - лучший партнер, что она защитит лучше", предлагает решение политолог. Пока же Кавказ, по его мнению, "слишком формально российский".

Светлана Ганнушкина тоже не стала делать радужных прогнозов. Правозащитница говорила  об истерических и психологических истоках конфликтов, роли общества и власти в происходящем.

"Мне очень грустно, когда в отношении Чечни произносится слово "стабильность". Нет там никакой стабильности, в Чечне страх, доносительство и коррупция", - заявила она.

По мнению правозащитницы, "политика России в отношении Северного Кавказа отличается тем, что ее нет; есть не политика, а некоторые судорожные движения", направленные на сохранение ситуации, по сути, в том виде, в котором она была унаследована еще от Российской империи. Между тем сохранить такой статус кво в силу исторического развития невозможно.

"Попытка действовать только штыками не приводит к успеху, а приводит к страшным жертвам, и мне кажется, что точку возврата мы прошли", - оценивает ситуацию Светлана Ганнушкина.

Как она полагает, "не помогут ни введение нового округа, ни какие-либо другие меры, кроме осознания исторического процесса, который идет на Северном Кавказе и в России".

Свои надежды член Совета ПЦ "Мемориал" связывает с деятельностью общественных организаций - гуманитарных, обучающих бизнесу, правозащитных, миротворческих, а также с Европейским Судом по правам человека.

"Общественные организации могут повлиять на ситуацию сейчас значительно больше, чем власти. Тем более бескровно пройдут те процессы, которые должны пройти", - считает Светлана Ганнушкина.

Виктор Мизин в своем выступлении подчеркнул, что не следует забывать о том, что Кавказ - это часть России, и происходящие в этом регионе процессы определяются положением дел на остальной территории нашей страны. Как он считает, проблемы Кавказа могут быть решены "только в контексте того, как пройдет модернизация", объявленная Дмитрием Медведевым. Ничего не будет сделано, пока не будет трансформирована нынешняя политическая система РФ, убежден политолог.

"Пока этого не произойдет, на Кавказе будет происходит то, что происходит сейчас, будут сжигаться дома", - заявил Виктор Мизин.