Власти получили крупный грант от Европейского Союза "на борьбу с судебной волокитой"

плач по правосудиюЕвропейский Союз выделил три миллиона евро на борьбу с судебной волокитой в России и неисполнением вердиктов. В рамках этой программы пройдут эксперименты в трех пилотных регионах страны (Калужская область, Чувашская Республика и Республика Татарстан), а европейские эксперты разработают масштабную программу действий.

 

 

Не учесть рекомендации зарубежных специалистов нашим судебным приставам, а вместе с ними минюсту и минфину будет невозможно, ведь партнером проекта выступает администрация президента.

Впервые в истории нашей страны принят закон о дисциплинарном судебном присутствии, впервые в Европе принят закон об обеспечении открытости информации о деятельности судебной системы, который вступает в силу летом будущего года. Но к России достаточно часто предъявляются претензии со стороны Европейского суда по правам человека по поводу нарушения разумных сроков судопроизводства и неисполнения судебных решений, пишет "Российская газета".

Поэтому задачи проекта носят серьезный характер.

Как отмечает корреспондент РИА «Новый Регион» Дарья Неклюдова, европейские эксперты оценят, в том числе, полномочия наших судебных приставов: малы или велики. В последнее время их службу часто критикуют за излишние, на взгляд некоторых правозащитников, инициативы, начиная от запрета выезда за границу и заканчивая правом входить без спроса в дома не только должников, но и свидетелей, вызванных в суд. В свою очередь приставы утверждают, что действуют исключительно в рамках закона. Теперь свое слово скажет действительно непредвзятая сторона.

Для европейцев права человека – святое. Но с другой стороны, сила права для них тоже святое понятие. Закон должен исполняться, невзирая на лица, так у них заведено.

Поэтому есть риск, что иностранные эксперты посоветуют внести и дополнительные полномочия нашим приставам, например, лишение должников водительских прав, как практикуется, скажем, в Германии. Правда, вчера в ходе заседания руководящего комитета проекта, европейские эксперты пообещали осторожно подходить с подобными рекомендациями.

Отдельная проблема – размер компенсаций. Сколько стоит судебная ошибка? Как оценить судебную волокиту? Насколько велика должна быть компенсация человеку, который выиграл суд, но решение годами не исполняется? Ответы на эти вопросы и должен дать проект.

За волокиту и ошибки платить должно государство. Здесь Европа ничего не изменит. Но получить компенсацию из казны, имея на руках судебное решение, это отдельная головная боль. Бюджетный кодекс отводит на выплаты три месяца, и как вчера было сказано на заседании, как правило, такие решения исполняются в срок. Но это по официальным данным.