Как российского правозащитника из Киргизии высылали

депортацияРоссийский правозащитник Бахром Хамроев, сотрудник Центрально-Азиатской Программы Правозащитного Центра "Мемориал", находившийся в Киргизии в командировке по сбору сведений о жертвах религиозных преследований в этой стране, был задержан сотрудниками местной госбезопасности и депортирован в Москву. О том, как это происходило, рассказывает директор Центрально-Азиатской Программы ПЦ "Мемориал" Виталий Пономарев.

 

 

 

* * *

Виталий Пономарев: "Бахром сообщил, что сегодня утром был депортирован из Кыргызстана в Россию рейсом Ош-Москва. Его фотоаппарат и мобильный телефон остались в Государственной службе национальной безопасности Кыргызстана (ГСНБ).

Бахром Хамроев является членом Правозащитного Центра "Мемориал" и руководителем Общества политэмигрантов из Центральной Азии. Известен своей активной гражданской позицией. С 1992 года он проживает в Москве, имеет гражданство РФ. В последние годы много работал с беженцами и трудовыми мигрантами из Центральной Азии. Был одним из организаторов пикета перед посольством Кыргызстана в России 20 октября 2009 года, участники которого требовали, в частности, прекращения преследований мусульман и отставки главы ГСНБ Суталинова.

10 ноября Бахром приехал из Алматы в Кыргызстан для сбора сведений о жертвах религиозных преследований в этой стране. Он встречался в родственниками и знакомыми осужденных мусульман, рассказы которых свидетельствуют о систематическом примении пыток и фабрикации уголовных дел против мусульман по образцу соседнего Узбекистана.

Практически с первых дней его пребывания в Южном Кыргызстане за ним велась слежка. 13 ноября сотрудники ГСНБ потребовали (без каких-либо правовых оснований), чтобы он покинул Ноокатский район. Утром 17 ноября администратор гостиницы в Жалалабаде передала Бахрому устное "послание" ГСНБ: если он не покинет город в течение 2 часов, его "ждет сюрприз".

После этого по совету местных правозащитников Бахром вернулся в Ош.

Вечером 18 ноября 2009 года Бахром ужинал в кафе "Иссыккуль" с журналистом Радио Свобода Шерзодом Юсуповым.

Примерно в 18 час. 10 мин. при выходе из кафе к ним подошли двое сотрудников милиции и потребовали пройти с ними под предлогом проверки документов.

Бахром ХамроевХамроева и Юсупова увели в разные стороны, Юсупов полчаса продержали в здании ГОВД, после чего отпустили. За это время вернулся милиционер, ушедший с Бахромом. На вопрос о местонахождении последнего он ответил, что Бахрома якобы отпустили, так как его документы были в порядке.

Поскольку телефон Бахрома не отвечал, Юсупов сообщил о происшедшем местному правозащитнику Иззатулле Рахматиллаеву (у которого, видимо, останавливался Хамроев – прим. редакции HRO.org). Тот поехал в ГОВД, приемник-распределитель, пытаясь отыскать Бахрома. В это время правозащитнику Рахматиллаеву позвонила жена и сообщила, что к нему домой ворвались 3 сотрудников ГСНБ, которые начали проводить обыск. Когда Рахматиллаев вернулся домой, "все было перевернуто". Сотрудники ГСНБ изъяли вещи Бахрома и увезли Рахматиллаева с собой для допроса.

В здании ГСНБ Рахматиллаев увидел Бахрома. С ним обращались, как с заключенным (сняли ремень, галстук и т.д.). Сотрудники ГСНБ заявили, что российский правозащитник якобы "незаконно собирал данные об общественно-политической ситуации в Кыргызстане", а также "распространял информацию о Хизб ут-Тахрир".

На протяжении ночи трижды проводились очные ставки с участием Рахматиллаева. Утром он потребовал адвоката, после чего был освобожден. Российский правозащитник Бахром Хамроев остался под стражей.

По словам Рахматиллаева, из сумки Бахрома были изъяты материалы о судебных процессах и 4 местные листовки "Хизб ут-Тахрир", собранные им в ходе поездки в исследовательских целях.

Виталий Пономарев подчеркивает, что "перед выездом Бахрома в Кыргызстан из Алматы мы вместе укладывали его сумку, поэтому могу засвидетельствовать, что он вез с собой в Кыргызстан лишь издания "Мемориала", а также несколько ксерокопий доклада Комиссии по ноокатским событиям при Омбудсмане КР".

Утром в ИВС ГСНБ правозащитника не оказалось. Сотрудник ГСНБ неофициально сообщил местному журналисту, что россиянина отпустили. Однако Бахром не связался ни с кем из знакомых в Оше или Москве.

В связи с этим высказывались различные предположения. Киргизские правозащитники проверяли наиболее оптимистическую версию о том, что Бахром Хамроев мог быть выслан в Москву самолетом из Оша сегодня утром.

По информации журналистов в Бишкеке, официально "в ГСНБ КР никакой информации не дают и не комментируют факт задержания граждана РФ".

Дело Бахрома Хамроева вызвало большой международный резонанс. Вечером 18 ноября организация "Human Rights Watch" распространила заявление с призывом немедленно освободить задержанных правозащитников. Многие международные организации сегодня утром обратились в "Мемориал" с запросами о дополнительной информации по данному делу.

Задержание и высылка российского правозащитника свидетельствует о тревожной обстановке грубых и все более масштабных нарушений гражданских прав, совершаемых спецслужбами Кыргызстана под предлогом борьбы с "исламским экстремизмом", особенно на протяжении последнего года".

Виталий Пономарев
директор Центрально-Азиатской Программы ПЦ "Мемориал"