По ходатайству Кадырова возбуждено уголовное дело против лауреата Сахаровской премии, главы ПЦ "Мемориал" Олега Орлова
Уголовное дело по статье "клевета" возбуждено против лауреата европейской премии имени Сахарова, главы правозащитного центра "Мемориал" Олега Орлова. Как сообщил кадыровский адвокат Красненков, дело возбуждено по заявлению Рамзана Кадырова.
"Как следователи и прокуроры возбудились, так они и опадут. О возбуждении против Олега Орлова уголовного дела нам пока ничего не известно" – приводят "Грани" комментарий защитника Олега Орлова, знаменитого адвоката Генри Резника.
"Мемориал" поздравили уголовным делом" – так комментирует Радио Свобода сообщения о присуждении обществу "Мемориал" и персонально Олегу Орлову премии имени Андрея Дмитриевича Сахарова, а также возбуждение уголовного дела против Орлова.
Данила Гальперович: "Российские власти, по всей видимости, решили, что радость правозащитников от недавнего получения Олегом Орловым премии Андрея Сахарова нужно чем-то сбалансировать. По заявлению президента Чечни Рамзана Кадырова против руководителя "Мемориала" возбуждено уголовное дело по статье "клевета". Чеченский лидер вообще к гражданским активистам, мягко говоря, неравнодушен. Но возбудили уголовное дело именно в Москве, а большинство независимых наблюдателей всерьез сомневается в том, что такое возможно без одобрения с самого верха. Сам Олег Орлов в интервью Радио Свобода сказал, что такого развития событий не ожидал:
- Моя первая реакция - удивление. Мне казалось, что отказ в возбуждении уголовного дела был бы единственно правильным, с точки зрения права, решением. Но оказывается, что решения принимаются не на основе правовых норм, а исходя из каких-то других обстоятельств. Видимо, по настоянию каких-то политических фигур. Что ж, на мой взгляд, а также моего адвоката Генри Резника, дело не имеет с правовой точки зрения никаких перспектив. Но мы же знаем, что в России принимаются решения не только исходя из правовых норм.
Председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева также полагает, что те, кто решил возбудить уголовное дело против руководителя "Мемориала", действовали исходя из политических, а не юридических соображений, и поэтому результат окончательного решения предсказать трудно.
- Если бы у нас суд был независимый, можно было бы быть совершенно спокойными за исход дела. Ведь совершенно понятно, что именно имел в виду Орлов, говоря об ответственности президента Чечни в связи с убийством Натальи Эстемировой. Но что решит наш совсем не независимый суд, я не знаю. Ни для кого не секрет, что подобные решения у нас принимаются не в суде, а на политическом уровне.
Людмила Алексеева считает, что любым политическим деятелям, как избранным, так и назначенным, не пристало с такой яростью защищать себя в судах от публичной критики, на Западе такие случаи крайне редки. Однако, по словам руководителя Московской Хельсинкской группы, в России другая мода:
- В нашей стране и государственные чиновники, и назначенные лица очень широко пользуются своим правом обращаться в суд за защитой от клеветы. Это тем более негоже, что всем, в том числе и им, известно, что суд у нас зависит от государства. А потому весьма расположен к государственным чиновникам, особенно на высоких должностях, в отличие от рядовых граждан и общественных деятелей. Пользуясь этим, они рассчитывают на приятное для себя решение суда. К сожалению, и господин Кадыров не стал в этом плане исключением.
Лев Пономарёв, исполнительный директор Общероссийского движения "За права человека", заявил, что уголовное преследование председателя Правозащитного центра "Мемориал", лауреата Премии имени Андрея Сахарова Олега Орлова – вызов всем правозащитникам, всему гражданскому обществу: "Сегодня мы имеем два различных "образа России": образ "правового и демократического" государства, создаваемый усилиями казённой пропаганды; и реальность безжалостного репрессивного государства – вотчины силовиков. Одной из главных мишеней преследований стали правозащитники и гражданские активисты. Их убивают "эскадроны смерти" и силовики, их избивают и похищают, их работу парализуют обысками. Теперь в моду стали входить уголовные обвинения – сфабрикованные следствием (как против Алексея Соколова), в святотатстве (Андрей Ерофеев и Юрий Самодуров) или клевете. Пока ещё не на весь "государственный строй", как в советское время, а только на отдельных его выдающихся представителей."
Адвокат Олега Орлова Генри Резник про возбужденное дело сказал коротко, но ясно: "Как возбудилось - так и опадет".