Дело о признании организации экстремистской за лозунг "Свободу не дают, ее берут" начали рассматривать в суде
По лозунгу заявлено ходатайство о проведении независимой судебной лингвистической экспертизы. Прокуратура Новороссийска же заявляет, что иностранные гранты правозащитников "могли внести деструктивность в социально-экономическую жизнь города"
Сегодня в Октябрьском районном суде Новороссийска судья Анна Бойкова провела первое заседание по подготовке дела о ликвидации и признании экстремистским Новороссийского комитета по правам человека (НКПЧ) к судебному разбирательству. Интересы неправительственной организации в суде представляет Межрегиональная правозащитная Ассоциация "Агора". Также представителем правозащитников является юрист АНО "ЮРИКС".
Представитель прокуратуры Новороссийска Фаина Вавилова полностью поддержала изложенные в заявлении о ликвидации требования прокуратуры. Кроме того, она заявила ходатайство о привлечении в качестве свидетеля руководителя городской общественной благотворительной организации "ФРОДО" Тамары Карастелевой, которая одновременно является руководителем НКПЧ. Прокуратура хочет выяснить, получала ли "ФРОДО" иностранные гранты и направлялись ли эти средства Новороссийскому комитету по правам человека. В суде Фаина Вавилова заявила, что такие гранты "могли быть направлены на проведение массовых мероприятий" по "детскому комендантскому часу" и "могли внести деструктивность в социально-экономическую жизнь города". Лидер НКПЧ Вадим Карастелев заявил, что такие предположения не соответствуют действительности: ФРОДО и НКПЧ - разные организации, и у каждой свое финансирование. Интересно, что, по словам Карастелева, неделю назад правозащитникам звонил камеральный инспектор, который сообщил, что из Москвы приехала комиссия, желающая ознакомиться с финансовыми документами ФРОДО о получении грантов от иностранных доноров. Гражданские активисты попросили предоставить все требования налогового органа в письменном виде с детализацией, что конкретно нужно представить, для каких целей и в каком объеме. Больше звонков из налоговой до сегодняшнего судебного заседания не было.
Представитель НКПЧ, сотрудничающий с Ассоциацией АГОРА по этому делу адвокат Марина Дубровина сегодня заявила ходатайства о привлечении в качестве свидетелей к делу заместителя главы администрации Новороссийска Натальи Мартовецких, директора школы 22 Сергея Орлова, который заявил, что 25-26 мая правозащитники проводили незаконную агитацию с детьми ("Последний звонок" уже прошел, и детей в школе, естественно, в этот день не было), а также родителей якобы "подвергшихся агитации" подростков.
Кроме того, адвокат Марина Дубровина заявила ходатайство о проведении судебной лингвистической экспертизы по лозунгу "Свободу не дают, ее берут", который стал одной из центральных причин начавшихся проблем у новороссийских правозащитников.
Судья Анна Бойкова внимательно выслушала все стороны, но рассмотрение всех ходатайств отложила и назначила еще одну беседу перед судебным рассмотрением дела по существу на 30 сентября 2009 года, поскольку в суд поступили еще не все документы.
Напомним, лозунг "Свободу не дают, ее берут", перефразированный из "крылатого выражения" из пьесы "Мещане" Максима Горького "Права - не дают, права - берут", государственные эксперты оценили как "подрыв нравственных устоев общества". Такой вывод содержится в сделанном по запросу прокурора Новороссийска Александра Казимирова "независимом экспертном заключении" доцента Геленджикского филиала Кубанского государственного университета, кандидата философских наук, историка Владимира Рыбникова. На основании экспертиз прокуратура направила в Октябрьский районный суд дело о признании экстремистской организацией и ликвидации на этом основании Новороссийского комитета по правам человека, лидеры которой супруги Тамара и Вадим Карастелевы использовали на одном из пикетов плакат с этим лозунгом. Интересы правозащитной организации представляет Межрегиональная правозащитная Ассоциация "АГОРА".
В исследовании эксперт Владимир Рыбников, ранее награжденный почетной грамотой Департамента образования и науки Краснодарского края за "личный вклад в развитие научных исследований и активную научную деятельность", также отмечает, что лозунг "Свободу не дают, ее берут" "представляется ошибочным и вредным". Он аргументирует свои оценки "логическим анализом, философскими выводами и категориями, а также историческими свидетельствами деятельности ЦРУ США", вспоминая, как он пишет в заключении, "пресловутый "План Алена Даллеса", опубликованный в печати как "Директива 20/1 СНБ США от 18 августа 1948 г.".
- Осознанно или нет, но господин Карастелев, выдвинув лозунг "Свободу не дают, ее берут", служит интересам тех, кто хотел бы расшатать общественно-политический строй современной России, - заявляет в заключении эксперт Рыбников. - Развален СССР, но есть еще молодежь, которая, согласно планам США, должна полностью отрицать государственный порядок и действия государственных органов, отвечающих за будущее молодежи. В интересах США, чтобы российская молодежь выбирала "пепси", забыв о своих родителях, нравственности и ответственности за судьбу Родины. Для США, как стратегического противника России, молодежная "свобода без границ" очень выгодна, поскольку порождает преступность и наркоманию ... Если "свобода" не предусматривает ответственности и общественного порядка, то она обязательно ведет к анархии и преступности.
Интересно, что все "независимое экспертное заключение" Владимира Рыбникова изобилует нотациями в адрес Вадима Карастелева: "Поэтому, господин Карастелев, прежде чем выдвинуть лозунг: "Свободу не дают, ее берут", мог бы поинтересоваться философско-историческим содержанием понятия "свобода" ... Господину Карастелеву как законопослушному гражданину следует знать, что ... Подумал ли об этом господин Карастелев, когда выдвинул лозунг...".
Второе заключение специалиста по запросу прокурора Новороссийска Александра Казимирова по лозунгу "Свободу не дают, ее берут" сделала руководитель Муниципального учреждения "Психолого-педагогический медико-социальный центр "Диалог" муниципального образования Новороссийск Светлана Гузева. Психолог высшей квалификационной категории Гузева, указав внушительный список использованной литературы, в котором, впрочем, нет пьесы Горького, подчеркнула: "Призыв брать свободу самостоятельно, за пределами определенных законодательством рамок можно трактовать как призыв организаторов митинга к активным действиям против существующего законодательства. Лозунг "Свободу не дают, ее берут" является побуждающим высказыванием и может восприниматься несовершеннолетними старшего подросткового возраста как побуждение к активному противостоянию деятельности органов власти".
Проблемы в связи с лозунгом у Новороссийского комитета по правам человека возникли в апреле этого года после поступления прокурору Новороссийска Александру Казимирову письма исполняющего обязанности начальника Службы в Новороссийске Управления ФСБ по Краснодарскому краю В.Шевченко. "Сообщаем в порядке информирования, - написал тогда Шевченко. - В ходе проведения указанного мероприятия (пикет по поводу недопустимости нарушения Конституции РФ) отмечено использование одним из участников акции транспаранта "Свободу не дают, ее берут!", содержащего косвенные призывы к совершению насильственных, антиобщественных действий, представляющих угрозу общественному порядку и Конституционному строю РФ".
После получения этого документа из ФСБ прокурор Александр Казимиров направил в адрес новороссийских правозащитников предупреждение, предостережение и представления в связи с недопустимостью экстремистской деятельности. Правозащитники обжаловали акты прокурорского реагирования в суд, который, сославшись на проведенные экспертизы, отказал в удовлетворении требований гражданских активистов. После этого прокурор Новороссийска направил в суд заявление о ликвидации Новороссийского комитета по правам человека, признании его экстремистской организацией и приостановлении деятельности Комитета до рассмотрения дела: "Судом установлено, чт о лозунг "Свободу не дают, ее берут" носит экстремистский характер", - аргументирует свою позицию старший советник юстиции Александр Казимиров.
Фонд "Общественный вердикт" сообщает, что в Октябрьском районном суде Новороссийска состоялось подготовительное заседание по иску прокурора города о ликвидации некоммерческой организации "Новороссийский комитет по правам человека". Интересы заместителя директора НКПЧ Тамары Карастелевой при поддержке Фонда "Общественный вердикт" представляет юрист организации "ЮРИКС" Станислав Горлов.
На сегодняшнем заседании присутствовали: Вадим Карастелев и Марина Дубровина, которые представляли интересы Новороссийского комитета, Станислав Горлов – юрист, представляющий интересы Тамары Карастелевой, Фаина Вавилова – старший помощник прокурора города Новороссийска.
Суд интересовался содержанием исковых требований прокуратуры к правозащитной организации. В свою очередь, стороны заявили ходатайства. Прокуратура заявила ходатайство о вызове для дачи показаний бывшего председателя организации ФРОДО (Краснодарский край) Владимира Пьянкова, ошибочно полагая, что он продолжает являться действующим председателем. Тогда как уже с 2004 года он не является председателем ФРОДО. Эту должность занимает Тамара Карастелева.
Сторона ответчика – Новороссийского комитета по правам человека - заявили ходатайство о вызове в качестве в суд для дачи показаний заместителя главы города Новороссийска Наталии Мартовецких, а также детей и их родителей, которые давали показания в прокуратуре и на основании которых прокуратура объявляла акты прокурорского реагирования Тамаре и Вадиму Карастелеву.
Кроме того, на сегодняшнем заседании старшего помощника прокурора города Фаину Вавилову интересовало, получал ли Новороссийского комитет по правам человека и ФРОДО иностранные гранты. Как сообщил Горлов, Вавилова заявила, что эти гранты могли пойти на деструктивную деятельность при организации публичных мероприятий в городе Новороссийске.
В ответ на это заявление представителями Новороссийского комитета по правам человека было сказано, что в 2008-2009 Комитет не получал финансовых средств на счет организации. На следующем судебном заседании будут представлены документы, подтверждающие это.
Отметим, что на сегодняшнем заседании журналисту "Новой газеты" было предложено покинуть зал. Судья подсчитала, что присутствие журналистов на подготовительном заседании – нежелательно. Как сообщает Станислав Горлов, - "Мы возражали, так как мы имеем право освещать процесс с самого начала. Но судья, тем не менее, удалила из зала журналиста".
По результатам подготовительного заседания суд решил, что дело недостаточно подготовлено для судебного разбирательства и должна быть продолжена подготовка к судебному заседанию. Представители Новороссийского комитета по правам человека сообщили, что следующее заседание назначено на 30 сентября этого года на 9.30 утра.
Представители Новороссийского комитета по правам человека отметили, что в работе Октябрьского районного суда есть изменения в положительную сторону. Как сообщает Станислав Горлов, - "Ситуация изменилась по сравнению с июнем, когда я приезжал в Новороссийск для оспаривания актов прокурорского реагирования, объявленных Тамаре Карастелевой. Появилось вежливое отношение судебных приставов, которые стоят на входе в суд. Из холла суда исчезла инструкция, которая регулировала работу суда и работу судебных приставов, что позволяло им не пропускать в здание суда без специальных разрешений судьи. Согласно той же инструкции, требовалось специальное разрешение для того, чтобы пронести в суд оргтехнику (фотоаппарат, ноутбук и пр.). Сейчас отношение изменилось, и сегодня таких сложностей не возникло".
Напомним, что поводом для иска прокуратуры стал призыв, использованный во время одного из публичных мероприятий в Новороссийске. С лозунгом "Свободу не дают, ее берут" директор и заместитель НКПЧ Вадим и Тамара Карастелевы протестовали против введенного в Краснодарском крае "комендантского часа" для детей и подростков. Акция была частью кампании против двух статей Закона Краснодарского края от 21.07.2008г. № 1539-КЗ "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае". Согласно ему, дети до 7 лет вообще не могут появляться в общественных местах без сопровождения родителей или законных представителей круглосуточно, несовершеннолетние в возрасте от 7 до 14 лет - с 21:00 до 6:00, а подростки от 14 до 16 лет - с 22:00 до 6:00. Правозащитники убеждены, что суровые ограничения на пребывание несовершеннолетних на улице ущемляют их права.
В лозунге "Свободу не дают, её берут" представители городской администрации, а за ним ФСБ и прокуратура Новороссийска усмотрели "призывы к совершению насильственных, антиобщественных действий, представляющих угрозу общественному порядку и Конституционному строю РФ".
Заместитель главы Новороссийска Н.Мартовецких обратился к Прокурору города с письмом, в котором сообщал, что НКПЧ получает финансирование из зарубежных фондов, а также внушает "представителям национальных меньшинств", что "нарушение прав национальных меньшинств в Краснодарском крае носит массовый характер и является результатом дискриминационной политики органов власти". Поэтому, по мнению Мартовецких, действия Карастелевых "носят деструктивный характер и создают предпосылки для дестабилизации социально-политической ситуации в городе".
Вадим Карастелев, зам. исполнительного директора Новороссийского Комитета по правам человека (НКПЧ)
8 918 487 07 85
Станислав Горлов, юрист, представитель интересов зам. директора (НКПЧ) Тамары Карастелевой,
8 918 474 05 04
Фонд "Общественный вердикт", 8 495 917 23 89
Представители российских правозащитных организаций в специальном заявлении выражазили возмущение в связи с неправовым и политически мотивированным преследованием Новороссийского комитета по правам человека и потребовали прекращения гонений на коллег.