Суд отказался вернуть дело Ходорковского и Лебедева в прокуратуру

Вера ВасильеваСудебный репортаж HRO.org: 7 июля 2009 года в Хамовническом районном суде Москвы продолжились слушания второго уголовного дела Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

День в суде начался с того, что председательствующий судья Виктор Данилкин отклонил ходатайство Михаила Ходорковского о возвращении дела в прокуратуру и изменении подсудимым меры пресечения, заявленное им в минувшую пятницу, 3 июля. В этом ходатайстве экс-глава "ЮКОСа" указывал на несостоятельность доказательной базы обвинения. Однако председательствующего доводы подсудимого не убедили, а убедили утверждения прокуроров.

По их единодушному мнению, изложенному в длинной речи Валерия Лахтина, Михаил Ходорковский, указывая на слабость позиции гособвинения, "инициирует прения сторон" и "нарушает постановление Хамовнического суда от 17 апреля 2009 года". Напомню, что в этом постановлении говорилось о возможности начать слушания по данному делу.

Лахтин также подверг критике действия адвокатов Михаила Ходорковского и Платона Лебедева, которые, якобы, организуют в СМИ выступления ведущих представителей общественности в поддержку своих подзащитных. Эти выступления, считает прокурор, создают ложное представление о доказательной базе обвинения у неискушенной публики. Еще, считает Лахтин, защита и подсудимые намеренно затягивают судебный процесс, заявляя подобные ходатайства.

Кроме того, Лахтин возразил против изменения подсудимым меры пресечения, сославшись на данные неких "органов дознания", согласно которым, освободившись из-под стражи, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев скроются за пределами Российской Федерации и уничтожат улики против себя.

Помимо органов дознания, сообщил Валерий Лахтин, сведениями об опасности Михаила Ходорковского и Платона Лебедева располагает Алексей Голубович, в 1992-2001 годах работавший в структурах "МЕНАТЕПа" и "ЮКОСа". В частности, Голубович, воспринял как угрозу слова, якобы сказанные Михаилом Ходорковским и Леонидом Невзлиным, о том, что в России становится небезопасно.

Напомню, что Голубович, будучи человеком, который заключал сделки и подписывал документы, фигурирующие теперь в обвинении против руководителей "ЮКОСа", счастливо избежал какого-либо преследования со стороны российских правоохранительных органов, благодаря своему сотрудничеству со следствием. Так, он стал одним из важных свидетелей обвинения на процессах по делу Алексея Пичугина и Леонида Невзлина, сообщив суду, что Пичугин и Невзлин разговаривали друг с другом во время поездки руководства "ЮКОСа" в заповедник "Кавказ" в 2002 году. Как рассказывали другие свидетели, Пичугин в этой поездке организовывал работу охраны. Между тем суд на основании показаний Голубовича пришел к выводу о том, что, якобы, имевшее тогда место "общение" Пичугина и Невзлина доказывает наличие между ними "преступного сговора".

Не менее активно Голубович участвовал и в одиозной пропагандистской кампании, которую развернули против "ЮКОСа" государственные СМИ.

Прокурор Валерий Лахтин заявил, что содержание Михаила Ходорковского и Платона Лебедева в заключении продиктовано положениями Конституции России, Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также "обеспечивает обороноспособность и безопасность государства".

Любопытная деталь: поставить подпись под своими возражениями на ходатайство Михаила Ходорковского Валерий Лахтин почему-то отказался.

Выслушав прокурора Лахтина, судья удалился на 40 минут в совещательную комнату, а вернувшись заявил, что "суд не усматривает законных оснований для возвращения настоящего уголовного дела прокурору и отмены в связи с этим меры пресечения подсудимому Ходорковскому".

После этого и вплоть до конца рабочего дня Валерий Лахтин оглашал договоры купли-продажи нефти, дополнения к этим договорам, акты приема-передачи, а также выводы финансово-технической и экономической экспертиз, назначенных следствием.

Платон Лебедев сообщил, что когда ему и Михаилу Ходорковскому будет предоставлено слово, то они попросят признать эти экспертизы недопустимыми доказательствами "в связи недобросовестностью, ангажированностью и некомпетентностью" экспертов.

В конце дня Платон Лебедев повторно заявил ходатайство о назначении судебной экспертизы с целью установления суммарного объема нефти, якобы похищенной подсудимыми.

Напомню, что первый раз это ходатайство бывший руководитель МФО "МЕНАТЕП" заявлял 29 июня, о чем портал HRO.org уже писал. Тогда Виктор Данилкин данное ходатайство отклонил. Как сказал Платон Лебедев, общий объем нефти, якобы украденной им и Михаилом Ходорковским, указанный в материалах дела (79 млн. тонн), не соответствует сумме, которая получается в результате сложения 49 млн. тонн, 12 млн. тонн и 15 млн. тонн, которые, по версии следствия, были похищены у "Юганскнефтегаза", "Самаранефтегаза" и "Томскнефти".

"Я тоже учился в школе и тоже проходил сложение. Даже мои внуки могут это сделать. Но мы - лица заинтересованные", - сказал Платон Лебедев. Поэтому он снова предложил провести проверку расчетов следствия в одной из средних общеобразовательных школ Хамовнического района.

Михаил Ходорковский поддержал ходатайство. Он не исключил, что имела место техническая ошибка. "Но я считаю абсолютно ненормальным, когда Лахтин не пользуется своим законным правом ее исправить", - подчеркнул Михаил Ходорковский.

Свое решение по ходатайству суд примет в среду, 8 июля.