Памяти студентов Тяньаньмэнь. 1989. Фотогалерея
"Уже после того, как войска получили приказ двигаться на площадь, бывший премьер Ли Пен говорит о том, что в районе Тяньаньмэня убито около 200 мирных граждан. Правозащитные организации утверждают, что при подавлении протестов было убито несколько сотен человек, однако официальная линия Пекина всегда состояла в том, что жертв не было вообще..."
Представитель китайского МИДа заявил, что жестокая расправа с демонстрантами на площади Тяньаньмэнь в 1989 году была необходима для сохранения стабильности в стране. В заявлении Чжу Банцзао говорится, что все попытки дискредитировать Китай посредством "сфабрикованных обвинений и искажения фактов" будут напрасны. Его заявление стало первым официальным ответом Пекина на появление на Западе секретных китайских документов, проливающих свет на процесс принятия решений, приведших к кровавой расправе 1989 года.
Как показывают эти документы, руководство КНР опасалось, что будет свергнуто, если не использует армию для подавления массовых выступлений в поддержку демократии. Как передают корреспонденты, неожиданное появление секретных документов в США свидетельствует, по всей видимости, о внутренней борьбе в Коммунистической партии Китая. Есть сведения, что секретные материалы, которые были опубликованы в США в книге под названием "Документы Тяньаньмэня", были тайно вывезены из Китая высокопоставленным чиновником - сторонником политических реформ.
Книга, опубликованная в США, содержит расшифровку стенограмм встреч высших руководителей Китая с апреля по июнь 1989 года. В июне, после долгих дискуссий, руководство направило на площадь Таньаньмэнь танки, чтобы покончить с продолжавшимися полтора месяца студенческими демонстрациями протеста.
На одной из встреч, согласно документам, Дэн Сяопин произносит: "Анархия усиливается с каждым днем. Если так будет продолжаться, мы можем в конце концов оказаться под домашним арестом". Согласно записям, Дэн Сяопин настаивал на том, что кровопролития допустить нельзя.
Однако один из восьми старейшин в руководстве КНР, Ван Чжень, произносит: "Проклятые негодяи! Нужно сейчас же отправить войска и схватить эту контру!".
Уже после того, как войска получили приказ двигаться на площадь, бывший премьер Ли Пен говорит о том, что в районе Тяньаньмэня убито около 200 мирных граждан. Правозащитные организации утверждают, что при подавлении протестов было убито несколько сотен человек, однако официальная линия Пекина всегда состояла в том, что жертв не было вообще.
Бао Дон - самый высокопоставленный чиновник, приговоренный к тюремному заключению после событий на площади Тяньаньмэнь - говорит, что документы попали на Запад не без ведома кого-то из самых верхов китайского руководства. "Только старшие руководители имеют доступ к такой информации, для кадров среднего звена она недоступна", - сказал Бао Дон, который вышел из тюрьмы в 1997 году.
В конце апреля 1989 в связи со смертью Ху Яобана во многих городах страны прошли мощные демонстрации студентов и рабочих. В Пекине объявившие голодовку студенты и их сторонники более месяца занимали площадь Тяньаньмэнь, разбив там палаточный лагерь. 4 июня армия и полиция начали массовую акцию подавления: официально власти объявили о гибели 241 человека. Согласно другим источникам, на улицах Пекина погибло более 1000 человек, десятки тысяч попали в тюрьмы, а некоторые были казнены.
Одним из сторонников либерализации, отправленных в отставку после тех событий, был генеральный секретарь КПК Чжао Цзыян. В последний раз он появился на людях 19 мая 1989 года: глава партии убеждал демонстрантов разойтись, предостерегая, что полиция применит силу. Рядом с ним стоял его заместитель Вэнь Цзябао, который сейчас является премьер-министром Китая.
Нынешнее китайское руководство именует участников демонстраций "хулиганами" и утверждает, что подавление восстания было необходимо для создания стабильного фундамента для экономического роста. Чжао считал по-другому: в своих записках называет ввод танков в центр Пекина 3 июня "трагедией, которой предстояло шокировать мир".
Чжао Цзыян о разгоне демонстрации на площади Тяньаньмэнь: "Вечером 3 июня, сидя во дворе дома со своей семьей, я услышал активную стрельбу. Трагедию, которой предстояло шокировать мир, не предотвратили, она в конце концов случилась... Во-первых, было решено, что это студенческое движение являлось спланированным заговором под руководством антипартийных, антисоциалистических элементов. Так давайте спросим теперь, кто были эти руководители? В чем состоял их план? В чем был заговор? Какие есть этому доказательства? Во-вторых, говорилось, что происходившее было направлено на свержение Народной Республики и Коммунистической партии. Где доказательство? В тот момент я говорил, что большинство людей лишь просило нас исправить свои ошибки, а не пыталось изменить наш политический строй".