Итог процесса: "система выставила щит"?
Шеф-редактор "Новой Газеты" Сергей Соколов: "Чего стоит только тот факт, что киллера опознали через два дня после убийства, и это было известно агентам ФСБ. Следствие узнало об этом только через полгода..."
В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная завершившемуся судебному разбирательству по делу об убийстве Анны Политковской и оправдательному вердикту присяжных, вынесенному 19 февраля 2009 года - пишет Илья Донских в "Новой газете".
В пресс-конференции приняли участие потерпевшие - Илья и Вера Политковские, их адвокаты Каринна Москаленко и Анна Ставицкая, а также шеф-редактор "Новой Газеты" Сергей Соколов.
В конференц-зале "Интерфакса" собралось около ста журналистов. Двадцать телекамер следили за происходящим.
Первой слово взяла адвокат потерпевших Каринна Москаленко: "Целью уголовного судопроизводства является защита прав потерпевшей стороны. Достигнуты ли эти цели? Ответ очевиден – нет. Мы до последнего сохраняли свой нейтралитет, чтобы ни коим образом не влиять на присяжных до вынесения окончательного суждения. И вот оно вынесено, и это решение мы уважаем. Мы за институт присяжных. И обратите внимание, что решение было вынесено единогласно. Из этого процесса можно делать много выводов, один из них звучит так: недоказанная виновность есть доказанная невиновность".

Каринна Москаленко, Сергей Соколов, Анна Ставицкая
Следом за своей коллегой слово взяла адвокат Анна Ставицкая: "Я согласна с мнением Каринны, но напомню, что с самого начала процесса мы говорили, что следствие было проведено неэффективно. Дело не должно было идти в таком виде в суд. И мы оказались абсолютно правы".
Шеф-редактор "Новой Гаезты" Сергей Соколов в своей речи обратил внимание на ситуацию со следствием: "Мы знаем, что если бы следствию дали работать эффективно, доказательств было бы больше. Больше было бы подсудимых.
Я не адвокат, а журналист, поэтому мне в данной ситуации немного проще: мы настаиваем на виновности оправданных. Следствию категорически не дали работать. Против него стала вся коррумпированная система правоохранительных органов, очевидно, чтобы спасти своих людей, в этом деле замешанных. "Когда оказалось, что сотрудники правоохранительных органов, специальных служб, их многочисленные секретные агенты оказались втянуты в эту историю, система выставила гигантский щит", - приводит Newsru слова Сергея Соколова.
"Помогли скрыться предполагаемому киллеру - Рустаму Махмудову. Как человек, имеющий карточку, что он находится в федеральном розыске, живущий под другой фамилией, разъезжающий с офицером ФСБ на спецоперации, может получить загранпаспорт на третью фамилию и уехать из страны?" - недоумевает Сергей Соколов.
А как проводился обыск в квартире подполковника ФСБ Рягузова? У него не изъяли даже системный блок компьютера…
"У остальных изымается огромное количество всяческих документов, но обыск у господина из ФСБ Рягузова проходит так: в сейфе обнаружена бумажка с таким-то телефоном, остальное - "к делу не имеет отношения", - подчеркнул Сергей Соколов.
Чего стоит только тот факт, что киллера опознали через два дня после убийства, и это было известно агентам ФСБ. Следствие узнало об этом только через полгода".
"В ходе суда выясняется, что, оказывается, начальник того самого подполковника ФСБ Рягузова с фигурантами уголовного дела летал вместе, все прекрасно знал про этих людей, с ними постоянно общался. Что, он позволит каким-то образом себя подставить? Да никогда в жизни", - сказал Сергей Соколов.
Свое мнение о приговоре высказал и сын Анны Илья Политковский: "Я считаю людей, которые были оправданы сегодня причастными к убийству моей мамы. Но вердикт присяжных я уважаю, важно, что он был единогласным. Если я в чем-то разочарован, так это в следствии по этому делу".
На момент начал пресс-конференции уже было известно, что прокуратура будет обжаловать вынесенный приговор.
"Если мы увидим продолжение бессмысленных действий или непонятных нам действий, или нерассмотрение наших ходатайств о дополнении следствия теми или иными действиями, мы вернемся к вопросу о возможности заявления отвода", - подчеркнула адвокат Каринна Москаленко.
Она отметила, что следствие "необходимо немедленно сделать эффективным". Для этого, по мнению Москаленко, на расследование этого дела должна быть брошена такая бригада следователей, которой не командовали бы должностные лица из "органов".