Критика правительственного доклада

Юрий ДжибладзеРуководитель Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе выразил возмущение высказываниями министра юстиции РФ Александра Коновалова на заседании Совета ООН по правам человека в Женеве.

 

 


Об этом сообщает Би-би-си.

4 января 2009 года Совет обсуждал ежегодный отчет о состоянии прав человека в России.

Коновалов, возглавляющий российскую делегацию, заявил, что, по его мнению, убийства журналистов и правозащитников в России не связаны с их деятельностью, и должны рассматриваться как обычные криминальные инциденты.

"Некоторые утверждения главы делегации повергли нас в шок", - сказал представителям СМИ президент Центра развития демократии и прав человека Юрий Джибладзе.

В этой связи он напомнил о трагической гибели Анны Политковской, Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой. По его мнению, их убийства никак не могли быть случайными.

"Эти люди занимались самыми острыми вопросами, такими как коррупция верхов, нарушения закона высокопоставленными лицами, положение на Северном Кавказе и в армии", - указал Джибладзе, назвав Россию второй в мире страной по уровню риска для журналистов после Ирака.

По мнению правозащитника, официальный доклад о ситуации с правами человека, представленный в Женеву российским правительством, выглядит так, "как будто речь в нем идет о другой стране".

"Мы говорим о двух разных реальностях. Если верить российским дипломатам, дела непрерывно улучшаются и идут в правильном направлении, остались только мелкие недоработки. На самом же деле, реальное положение с правами человека и законностью "на земле" в последние годы резко ухудшилось, и, вопреки нашим надеждам, не улучшилось при Медведеве", - заявил Джибладзе.

Еще в сентябре прошлого года 14 российских правозащитных организаций направили в Совет ООН по правам человека документ на 17 страницах, в котором изложили свое видение ситуации и попросили Совет поставить перед российской делегацией ряд вопросов.

Как заявил глава Правозащитного Центра "Мемориал" Олег Орлов, это обычная мировая практика.

"Когда то или иное государство систематически представляет международному сообществу информацию о положении с правами человека, национальные правозащитные организации готовят альтернативный доклад и вопросы. Мы сформулировали вопросы таким образом, чтобы осветить главные проблемы и трудности", - сказал Олег Орлов.

Число вопросов к собственному правительству у российских правозащитников, по его словам, исчисляется сотнями, и они надеются, что международные чиновники зададут российской делегации хотя бы часть из них.

Орлов сказал, что он и его коллеги предварительно ознакомились с текстом доклада, с которым должен был выступить Коновалов, и нашли, что "многие проблемы в документе замалчиваются".

В альтернативном докладе правозащитники утверждают, что "изменение характера политического режима в России в последние годы привело к ухудшению положения в области прав человека".

В частности, там говорится, что

"высшие чиновники враждебно относятся в правозащитным неправительственным организациям",

"все основные телеканалы находятся под фактическим контролем государства, не предоставляют необходимой информации и разнообразия мнений, а ведут государственную пропаганду",

"доминирует избирательное правоприменение по политическим и экономическим мотивам",

"растут произвол и безнаказанность чиновников",

"не хватает гарантий независимости судебной системы и состязательности судебного процесса",

ущемляется свобода мирных митингов и шествий, правоохранительные органы жестоко обращаются с задержанными, а позиция РФ по вопросам нарушений прав человека в других странах "становится все более неконструктивной".