Федеральный центр боится раскрытия правды?
Министерство здравоохранения и социального развития РФ отказало властям Чечни в создании лаборатории по генетической экспертизе обнаруженных в республике неопознанных тел. Создания такой лаборатории уже много лет требуют правозащитники - без преувеличения тысячи людей не могут отдать последний долг своим погибшим во время двух войн, в результате похищений, терактов. Большинство военных преступлений, совершенных на территории республики, так и остаются не расследоваными.
По словам руководителя Минздрава Татьяны Голиковой, "создание лаборатории в Чечне нецелесообразно, потому что в республике нет специалистов, и это не будет гарантировать точные результаты экспертиз" - сообщает "Nochchi".
Уполномоченный по правам человека Нурди Нухажиев заявил, что причины, которые озвучивают федеральные власти, отказывая в создании лаборатории, совершенно нелепые, аморальные и лицемерные.
Нурди Нухажиев считает, что за отказом в создании лаборатории по эксгумации тел стоят силовые структуры, которые опасаются обнародования военных преступлений, которые они совершали против мирных жителей.
"Существует тысячи случаев, и когда начнем устанавливать причину смерти каждого обнаруженного тела, то необходимо будет разматывать этот клубок. Несколько тысяч человек числится пропавшими без вести, и никакими деньгами нельзя измерить горе родителей, которые ищут своих детей. К тому же в республике еще остается более 60 мест массовых захоронений, которые необходимо раскопать", - подчеркнул чеченский омбудсман.
Чеченский омбудсман уверен также, что в связи с опасениями, что будут раскрыты военные преступления в Чечне, федеральный центр не идет на создание межведомственной комиссии по розыску без вести пропавших в республике людей.
Член правления Международного общества "Мемориал" Александр Черкасов подчеркнул, что, лаборатория - это только часть системы, которая не будет действенна без слаженной работы органов следствия, - прокуратуры, Следственного комитета и органов МВД, ведущих оперативно-розыскные мероприятия.
"Огромный объем следственной работы по тысячам уголовных дел об исчезновениях, огромный объем милицейской оперативной работы по поиску мест захоронения тел или их фрагментов и на стыке этого - работа лаборатории", - подчеркнул Александр Черкасов
Ситуация, по мнению правозащитника, осложняется тем, что до сих пор нет ни окончательного списка пропавших, ни полного списка захоронений. "Уже несколько лет, когда речь заходит о поиске тел исчезнувших, чуть ли не как единственный документ фигурирует справка МЧС, согласно которой тысячи человек числятся лежащими в нескольких десятках захоронений. Но, увы, речь в этой справке идет прежде всего о захоронениях погибших в период широкомасштабных боевых действий в самые первые месяцы второй чеченской войны", - отметил правозащитник.

Массовое захоронение в Грозном