Репортаж HRO.org: в Москве прошел съезд в защиту прав человека (+ФОТО)

26-27 ноября 2017 года в Москве прошел Второй всероссийский съезд в защиту прав человека, созванный по инициативе "Правозащитного совета России".

В нем приняли участие представители ряда некоммерческих организаций (НКО), в том числе региональных, которые обсуждали сложившуюся в стране ситуацию, основные угрозы и негативные тенденции в сфере прав человека. Можно сказать, что лозунг "Соблюдайте вашу Конституцию!", с которого начиналось правозащитное движение в Советском Союзе, вновь обрел чрезвычайную остроту. Неслучайно на заднике сцены в зале, где проходило пленарное заседание Съезда, было изображено издание Конституции РФ.

Первый такой правозащитный съезд состоялся в январе 2001 года.

То, что у нынешнего мероприятия есть недоброжелатели, стало очевидно еще на выходе из станции метро "ВДНХ", расположенном неподалеку от гостиницы. Там проходили сразу несколько одиночных пикетов, участники которых держали в руках плакаты с выпадами в адрес правозащитников. Позже одна из таких провластных активисток проникла непосредственно в зал во время заседания, где начала выкрикивать лозунги: " Родина! Свобода! Путин!". Впрочем, эта дама довольно быстро удалилась под смех и аплодисменты аудитории.

Кроме нее в зал несколько раз пытались пройти съемочные группы печально известных ныне телекомпаний НТВ и РЕН-ТВ. Организаторы форума их не пропускали, мотивируя свое решение тем, что деятельность данных организаций имеет мало общего с журналистикой.

За несколько минут до начала Съезда в гостинице неожиданно сработала пожарная сигнализация: завыла сирена и раздалось словесное оповещение о том, что всем необходимо покинуть здание. Однако спустя несколько минут передали сообщение, что срабатывание сигнализации оказалось ложным.

Как подчеркнул исполнительный директор движения "За права человека" Лев Пономарев, который вел пленарное заседание, "это не съезд правозащитников, а съезд в защиту прав человека".

Первый день состоял из нескольких докладов и тематических панелей.

Открылось заседание приветственным обращением Людмилы Михайловны Алексеевой, ее текст зачитал Лев Пономарев, поскольку председатель Московской Хельсинкской группы не смогла присутствовать лично. Обращение председателя Правления Фонда Андрея Сахарова Сергея Адамовича Ковалева зачитал руководитель Правозащитного Центра "Мемориал" Александр Черкасов.

"Мы исходим из того, что в России продолжается начавшаяся в конце 1980-х годов <...> трансформация из авторитарного государства в демократическое, хотя сейчас мы наблюдаем обратный процесс, – общество шаг за шагом теряет свободы и демократические завоевания начала 1990-х годов, гарантированные Конституцией. И надеемся, что этот Съезд выработает и предложит правозащитникам и гражданскому обществу стратегию действий в сложившейся ситуации", – в частности, говорилось в обращении Людмилы Алексеевой.

Сергей Ковалев, доклад которого назывался "Правозащитники и власть: сопротивление материала", вступил в острую полемику по ряду принципиальных позиций: "Исходное утверждение, первая же фраза задает тон: "В России продолжается <...> трансформация из тоталитарного государства в демократическое". Помилуйте! Россия наносит последние штрихи в выразительном автопортрете тоталитарного государства".

Второй правозащитный съезд оказался очень широким по тематике. В первый день работали панели: "Правоохранительная система и права человека (ФСИН, Росгвардия, полиция)", "Свобода собраний и объединений", "Свобода выражения мнений, СМИ", "Независимость судов", "Трудовые права, социальный протест", "Социальные права (медицина, образование)" и "Выборы".

Например, правозащитник Валерий Борщев проанализировал ситуацию с Общественными наблюдательными комиссиями (ОНК), которые должны контролировать соблюдение прав человека в местах принудительного содержания (СИЗО, тюрьмы, колонии, и т.д.).

"Когда мы готовили закон [об ОНК], имели в виду серию законов о гражданском контроле. Это контроль и над психиатрическими учреждениями, и над домами инвалидов, над армией. Но, увы, отстоять эти законы не удалось.

В предложенном нами законопроекте членов ОНК должен был утверждать Уполномоченный по правам человека. Но появилась Общественная палата, и [в законе] этим правом наделили ее, что было величайшей ошибкой.

Значительным событием было расследование ОНК Москвы первого созыва убийства Сергея Магнитского. Второй созыв был еще более успешен: подключились уже не только Москва, Питер, Екатеринбург, но и другие регионы. Власть поняла, что ОНК – это сила, и стала думать, как с ней обойтись. <...>

Четвертый созыв ОНК, который формировался в прошлом году, был практическим уничтожением общественного контроля. Общественная палата стала сводить формирование ОНК на региональный уровень, в итоге поставили нули ведущим правозащитникам, тем, кто уже имел опыт [работы] в ОНК. Были "вычищены" все ведущие правозащитники. Мы должны констатировать, что Общественная палата проявила несостоятельность в деле формирования ОНК", – отметил Валерий Борщев.

В свою очередь директор фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина рассказала о пытках, применяемых к задержанным и арестованным в системе МВД; председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина – о бесправии беженцев и мигрантов; руководитель правозащитной организации "Гражданин и армия" Сергей Кривенко – о серьезных проблемах призывников и военнослужащих.

Доклад члена Совета Правозащитного Центра "Мемориал" Олега Орлова был посвящен нарушениям основополагающих прав и свобод человека в Чечне. По этому поводу была принята отдельная резолюция съезда.

Участники съезда обсудили ситуацию, сложившуюся в настоящее время в России с некоммерческими организациями.

С 2006 года закон об НКО был сильно изменен. Введение в действие закона о так называемых НКО-"иностранных агентах" привело к тому, что треть из названных чиновниками "иноагентами" НКО вынужденно прекратили свое существование. На сегодняшний день репрессиям только по этой линии подверглись 15 процентов правозащитных организаций в стране, причем тех, которые можно назвать "элитой" правозащитного сообщества.

Касаясь проблемы свободы выражения мнений и СМИ, Съезд констатировал, что язык ненависти, который возобладал в информационных программах государственного телевидения, оказывает крайне разрушительное воздействие на российское общество. Он способствует формированию ксенофобии, нетерпимости и образа врага, – как в лице отдельных людей, так и целых социальных групп, народов и стран.

Резкой критике собравшиеся подвергли только что подписанный президентом России закон о СМИ-"иностранных агентах".

Профессор права Владимир Миронов сделал аналитический доклад о положении в судебной системе.

Особое внимание обращало на себя то, что на съезде выступили не только медийные фигуры, известные правозащитники, но и представители небольших групп активных граждан – как из столицы, так и из регионов. Это были шахтеры, валютные заемщики, очередники на социальное жилье, дальнобойщики, представители объединений, гражданские активисты, защищающие инвалидов.

В совокупности все доклады обрисовали очень удручающую картину с соблюдением прав и свобод человека, сложившуюся в всей стране.

Это наводило на мысль, что только активная позиция людей по защите собственных прав способна сдвинуть ситуацию к лучшему, что необходимо взаимодействие групп активных граждан.

Так, Элла Кесаева, представляющая общественную организацию "Голос Беслана", рассказала, как родственники погибших или пострадавших в теракте детей добились удовлетворения своих требований в Европейском Суде по правам человека. Правда, для этого потребовалось 13 лет непрерывных усилий.

27 ноября Съезд работал в нескольких тематических рабочих группах. Были затронуты такие вопросы, как взаимодействие правозащитников, стратегия правозащитного сообщества.

По итогам работы была принята резолюция, содержащая конкретные предложения по обсуждавшимся вопросам.

В частности, правозащитники потребовали отменить дискриминационные законы об НКО-"иностранных агентах", о СМИ-"иностранных агентах" и о "нежелательных организациях", систему "Платон".

Представители правозащитного сообщества настаивают на тщательном расследовании убийств и покушений на журналистов, привлечении к законной ответственности не только исполнителей, но и заказчиков, а также подстрекателей этих насильственных преступлений.

В документе содержатся предложения по обеспечению гарантий независимости судей, гласности и прозрачности при осуществлении правосудия.

Участники Съезда также призвали ликвидировать департамент по противодействию экстремизму МВД РФ (Центр "Э") в его нынешнем виде, поскольку он "в значительной степени вместо реальной борьбы с терроризмом и экстремизмом преследует идеологических оппонентов власти".

Кроме того, правозащитники потребовали вернуть Чечню в рамки правового поля РФ.

Все выработанные форумом правозащитников и гражданских активистов предложения оргкомитет направит в соответствующие госструктуры. Планируется опубликовать материалы Съезда для общественного обсуждения.

 

Съезд в защиту прав человека. Фоторепортаж Веры Васильевой, HRO.org

 

Слева направо – Валерий Борщев, Светлана Ганнушкина, Александр Черкасов, Лев Пономарев

Слева направо – Валерий Борщев, Светлана Ганнушкина, Александр Черкасов, Лев Пономарев

 

 

Татьяна Касаткина, Олег Орлов

Татьяна Касаткина, Олег Орлов
 
Юрий Самодуров
 
Юрий Самодуров
 
Слева направ – Валентин Данилов, Валентин Моисеев
 
Слева направ – Валентин Данилов, Валентин Моисеев
 
Наталья Таубина
 
Наталья Таубина
 
Светлана Ганнушкина
 
Светлана Ганнушкина
 
 
Андрей Бабушкин
 
Андрей Бабушкин
 
Сергей Кривенко
 
Сергей Кривенко
 
Владимир Балух
 
Владимир Балух
 
Дмитрий Бученков
 
Дмитрий Бученков
 
Алексей Пичугин
 
Алексей Пичугин
 
Слева направо – Александр Рыклин, Игорь Яковенко, Леонид Никитинский, Леонид Гозман
 
Слева направо – Александр Рыклин, Игорь Яковенко, Леонид Никитинский, Леонид Гозман
 
 
Мара Полякова, Владимир Миронов
 
Мара Полякова, Владимир Миронов
 
Элла Кесаева
 
Элла Кесаева
 
Илья Шаблинский
 
Илья Шаблинский
 
Материал и фото Веры Васильевой, HRO.org