Правозащитники рассказали о российских "внутренних разоблачителях"
9 ноября 2017 года Международная правозащитная группа "Агора" представила доклад "Сотня российских разоблачителей". Авторы исследования – кандидаты юридических наук Дамир Гайнутдинов и Павел Чиков.
Всего с 1995 года правозащитники зафиксировали не менее 100 случаев предания гласности различных фактов нарушений и злоупотреблений, представляющих публичный интерес.
Тех, кто заявил об этом, авторы исследования называют 'внутренними разоблачителями', так как информация стала им известна из-за служебных, трудовых, договорных или других формальных отношений с организацией или госорганом.
Число 'внешних разоблачений', совершаемых не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях, даже приблизительно подсчитать невозможно.
За последние 20 лет зарегистрировано два пика разоблачений. Первый пришелся на 2009 год, второй начался в 2015 и продолжается до сих пор.
В 2009 году авторы большинства известных выступлений — сотрудники милиции, самый известный из которых — Алексей Дымовский. Примеру полицейских последовали военные, врачи, сотрудники МЧС, учителя и многие другие. После кратковременного спада в 2011-2014 годах вновь начался уверенный рост, который очевидно будет продолжаться.
Ровно половина (50 из 100) разоблачений в мониторинге из сфер органов внутренних дел, медицины и здравоохранения.
Российские власти не только не поощряют раскрытие значимой информации, но всячески этому препятствуют, постоянно расширяя круг сведений, отнесенных к охраняемой законом тайне, используя разного рода квазиправовые категории секретности, вводя дополнительные ограничения на общение со СМИ и публикации в интернете для отдельных категорий лиц (например, военнослужащих).
В отличие от более чем 60 государств, в России отсутствуют какие бы то ни было правовые гарантии для лиц, открыто заявляющих о фактах, представляющих угрозу для безопасности и благополучия сограждан.
Разоблачители, как правило, не только не могут рассчитывать на серьезное внимание и расследование нарушений, о которых они сообщают, но сами зачастую сталкиваются с давлением – от дисциплинарных взысканий, включая увольнение, до уголовного преследования, нападений и убийств.
В 18 случаях разоблачители подверглись уголовному преследованию, 39 были уволены. Оксану Семыкину без оснований поместили в психиатрический стационар, Андрея Дмитриева попытались призвать в армию, вынудив уехать из страны. Александр Литвиненко был убит, Сергей Магнитский умер [при крайне подозрительных обстоятельствах] в СИЗО, Ильгизар Ишмухаметов покончил с собой, Никита Камаев умер при странных обстоятельствах, Сергея Татаринцева избили коллеги-полицейские, – подчеркивают правозащитники из "Агоры" .