"Русь сидящая" и ФСИН
Глава правозащитной организации "Русь сидящая" Ольга Романова заявила, что в связи с претензиями ФСИН к деятельности движения переехала в Германию. По словам Романовой, ведомство обвинило её в том, что организация получила деньги за проведение лекций для осужденных, однако якобы не провела их. Что же было на самом деле?
Русская служба Би-би-си поговорила с тремя непосредственными участниками лекций. Ольга Романова утверждает, что организацию фактически обвинили в хищениях, и намерена добиваться опровержения от ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний) через суд.
Речь идет, как пояснил Русской службе Би-би-си адвокат "Руси сидящей" Алексей Федяров, о проекте по повышению финансовой грамотности осужденных, их родных и сотрудников исправительных учреждений.
В 2015 году ООО "Эр Эс", учредителем и гендиректором которого является Романова, получило на эту программу 194 тысячи долларов. Деньги на проект выделил Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов, который действовал от имени российского минфина.
В организации "Русь сидящая" поясняют, что организация разослала в регионы почти четыре с половиной тысячи информационных брошюр и провела порядка 90 лекций в российских колониях.
Однако ФСИН в своем письме в министерство финансов в марте 2017 года сообщила, что до регионов дошли лишь 723 экземпляра брошюр, а проведение лекций в исправительных учреждениях ведомство подтвердить отказалось, говорится в иске "Руси сидящей".
Вскоре после этого, в июне 2017 года, в офис организации пришли следователи. "Формально это действие называется "обследование помещения с добровольной выдачей документов", - поясняла тогда Ольга Романова. По ее словам, проверяющие ссылались на поступившую к ним информацию о хищении бюджетных средств.
6 декабря Арбитражный суд Москвы рассмотрит иск "Руси сидящей", в котором организация требует признать порочащими деловую репутацию сведения о нехватке брошюр и не проведенных лекциях.
Оперативно получить комментарии ФСИН Русской службе Би-би-си не удалось. В приемной ведомства порекомендовали отправить в пресс-бюро письмо с помощью электронных средств коммуникации. Ответ на письменный запрос редакции на момент публикации материала не поступил.
Русская служба Би-би-си поговорила с непосредственными участниками лекций в российских колониях и спросила их о том, что происходило на этих мероприятиях.
Татьяна Фалина, специалист отдела по взаимодействию с уголовно-исправительной системой Нижегородской епархии:
где - в колониях Нижегородской области
когда - лето и осень 2016-го
"На лекции был хороший отклик, именно поэтому мы этим проектом и заинтересовались. Мы предлагали заключенным литературу - пять брошюр - в которых рассказывалось о различных аспектах финансовой деятельности.
Видимо, было произведено предварительное маркетинговое исследование, потому что там действительно поднимались вопросы, которые наиболее часто интересуют именно заключенных. Характер вопросов был такой - как разобраться со своей пенсией, как ее оформить - это частая проблема, для тех особенно, кто много лет провел в колонии, это больная тема.
Отдельно [в брошюрах] поднималась тема взысканий, что тоже болезненно. [объяснялось], какое имущество могут описывать, а какое нет, как выстроить отношения с судебными приставами - вплоть до того, как грамотно разговаривать, какие можно варианты мирного урегулирования предложить, как не доводить дело до долгов.
О таких вещах на самом деле соцслужбы в колониях говорят. Но это одно дело - часто заключенные это не воспринимают. А другое - когда они слушают лекции со стороны. Часто сотрудники соцслужб благодарили, потому что по сути дела эти лекции дублировали то, что они пытаются регулярно доносить до людей, но не всегда остаются услышанными.
[Из других тем лекций] - как избежать больших долгов за квартиру, как с алиментами разобраться, как не попасть в "непогашаемый" кредит.
Там [в брошюрах] приводились очень простые, очень понятные формулы расчетов, которые я еще подробно разжевывала - как понять, сможешь ли ты выплатить сумму кредита, как оценить свою платежеспособность или отличить добросовестный банк от того, который предлагает грабительские условия. Была тема по банковским картам - как кредитками пользоваться, избежать, например, невыгодных условий.
Что мне понравилось - там не было ни малейшего намека на рекламу. Я очень боялась, поскольку мы согласовывали проект с управлением ФСИН. Если бы там были какие-то рекламные "пробросы", то это бы ставило нас в нехорошее положение.
Но проект был абсолютно нейтрален: ни одного названия, только про финграмотность - что должен знать человек для того, чтобы в современном потоке не потеряться.
Слушали с интересом. Сотрудники ФСИН сами собирались [на лекции], потому что у них тоже часто возникали вопросы".
Даниил Гвоздев, председатель попечительского совета УФСИН по республике Карелия:
где - исправительная колония в Карелия
когда - начиная с осени прошлого года
"Дело в том, что подобная школа была также организована по инициативе республиканского управления ФСИН. Это называется у нас в Карелии "Школа освобождения" - для тех, кому осталось полгода до освобождения из мест лишения свободы.
Именно этим осужденным я читал и те лекции, которые были организованы фондом "Русь сидящая". Естественно, мы использовали те материалы, которые нам давали. Лекции касались как раз того, что произойдет тогда, когда осужденные окажутся на свободе.
Мы там говорили и о работе с коллекторами, и о работе со службой судебных приставов, и о том, как открыть банковскую карту, кабинет на сайте "Госуслуги", как его использовать…Пытались рассказать людям, некоторые из которых даже никогда не видели сотового телефона, что их ожидает на свободе.
Это все было, естественно, согласовано нашим управлением [ФСИН], а управление по республике Карелия достаточно дисциплинировано и аккуратно ко всему относиться.
Естественно, после проведения всех этих мероприятий мы получили все подписанные акты и даже благодарственное письмо - насколько я помню, наше управление нам прислало документ о том, что благодарят за помощь в проведении лекций.
Понятно, что те осужденные, которые находятся [во время занятий] на работе, с неохотой пойдут на эти лекции, потому что для них важна работа, пусть небольшой, но заработок. Но у нас было от 30 до 50 человек, полный зал.
Против никто не был, мы и сейчас продолжаем читать лекции. "Школа освобождения", организованная самим ФСИНом, работает. Когда наступает полгода до освобождения, желающие осужденные могут участвовать в каких-то лекциях. И сейчас в ноябре у нас такая лекция будет".
Сергей Шаров-Делоне, координатор организации "Русь сидящая":
где - в московских социальных центрах в Люблино, Востряково и Алтуфьево и приют "Ночлежка" в Санкт-Петербурге
когда - летом и осенью 2016 года.
"Я проводил лекции по финансовой грамотности, но не с заключенными, а в социальных центрах с только что освободившимися из заключения. Слушатели - только что вышедшие из тюрьмы, которые временно живут в этих центрах, пока не оформят документы, не устроятся на работу и не смогут снять жилье.
Каждый раз было порядка 30 человек. Многие из них долго сидели и просто не в курсе многих финансовых новинок, да и с образованием у многих не очень.
Я им рассказывал, естественно, не теорию, а очень практические вещи: как открывать счет в банке, что такое дебетовая и кредитная карты, как брать кредит и как минимизировать риски, почему нельзя покупаться на посулы микрофинансовых организаций, которые требуют чудовищный процент по кредитам и так далее.
И едва ли не самое главное - это то, что надо предельно внимательно читать все финансовые документы, как это делать и на что обращать внимание.
Я им просто объяснял: "Вот вы ведь, наверное, и не прочитали договор относительно вашей банковской карты? Так? Да. Ну так вот вспомните, как вы не читая подписывали протоколы допросов ваших и что из этого вышло" - очень оказывалось доходчиво: все сразу включались и сыпали вопросами. Потому что тут-то они на своем горьком опыте убедились, что значит не читать документы".
* * *
СМ. также материал о случившемся непосредственно от "Руси сидящей".
