ЕСПЧ ждет от России ответа: зачем подсудимых возят в "стаканах" и держат в железных клетках
Европейский Суд по правам человека коммуницировал несколько жалоб российских граждан, которые жалуются на условия перевозки и содержание в железных клетках в судах.
Один из заявителей – бывший сотрудник МВД, житель Владивостока Вячеслав Сальников, его интересы представляет юрист "Общественного вердикта" Эрнест Мезак.
ЕСПЧ просит ответить Российскую Федерацию, соответствуют ли факты, приведенные в жалобе Сальникова, нормам Европейской Конвенции, которая запрещает пытки и унижающее человеческое достоинство обращение.
Бывший милиционер обвинялся в преступлении и во время следствия и на суд его возили в так называемом "стакане" – одиночной камере автозака. С августа 2013 по февраль 2015 года Сальников перенес около 100 поездок в "стаканах".
Поездки продолжались от 20 минут до 2-х часов. Площадь камеры, в которой возили заключенного, составляла от 0,3 до 0,5 кв. м. В зале суда Сальников всегда находился в железной клетке. Это было обусловлено не какими-то соображениями экстраординарного характера, а только тем, что подсудимый содержался под стражей в СИЗО.
Правила перевозки подозреваемых и обвиняемых, которые были утверждены МВД РФ семь лет назад, устанавливают минимальные размеры одиночных камер специальных автомобилей.
Согласно этим нормам – площадь "стакана" не должна быть меньше 0,33 кв.м.
Женщин, несовершеннолетних и сотрудников правоохранительных органов в таких камерах перевозят практически всегда. Так их пытаются отделить от "основной массы заключенных".
Практика содержания людей в железных клетках на суде в России сохраняется до сих пор.
Европейский Cуд неоднократно указывал на недопустимость перевозок заключенных в камерах площадью меньше 0,4, 0,5 и даже 0,8 кв.м. вне зависимости от продолжительности перевозки. Такие условия ЕСПЧ приравнивает к бесчеловечному обращению.
Также в 2014 году Европейский Cуд указал, что содержание подсудимого в клетке во время судебного разбирательства является унижением человеческого достоинства и нарушением презумпции невиновности.
Сальников считает, что государство нарушило 3 статью Европейской Конвенции, запрещающую пытки и унижающее человеческое достоинство обращение. Также заявитель считает, что была нарушена 13 статья Конвенции, так как он был лишен эффективных средств защиты своих прав на национальном уровне.
В 'стакане' автомашины для перевозки арестованных