О вчерашних задержаниях в центре Москвы

В Москве 26 марта 2017 года снова произошли массовые задержания на мирной акции против коррупции.

По данным правозащитного проекта ОВД-Инфо, на текущий момент задержанных насчитывается 1030 человек. Среди них журналисты, исполнявшие свой профессиональный долг, женщины и несовершеннолетние, практически дети. Силовики волокли по асфальту девушек, выхватывали из толпы мирных граждан.

Некоторые из гражданских активистов были вынуждены провести за решеткой всю ночь. К некоторым полиция не допускала адвокатов. В отношении части из задержанных уже начались судебные разбирательства.

Тревожные и печальные наблюдения и ассоциации. По числу попавших в отделения полиции вчерашняя акция в истории России двухтысячных беспрецедентна. По данному показателю она заметно превзошла митинг на Болотной площади 6 мая 2012 года, повлекший за собой сфабрикованное уголовное дело, которое не закончилось и по сей день.

И еще не могу избавиться от аналогии с прошедшими накануне грубыми задержаниями в ходе мирных протестов в Минске против так называемого "закона о тунеядцах". Если рассматривать фотографии, сделанные фотокорреспондентами и участниками протестных выступлений, то можно легко перепутать место и время действия, настолько тождественно выглядят ситуации.

При этом в России были города, где митинги – под теми же лозунгами, что и в Москве, – разрешили, и они прошли без каких-либо эксцессов.

Неизбежно возникают вопросы. Если правоохранительные органы охраняют закон, то почему этот закон столь избирателен? Почему в одном случае одну и ту же акцию разрешают, а в другом – запрещают и грубо пресекают?

Почему столичная мэрия предложила организаторам акции альтернативные площадки только после истечения установленных сроков ответа?

Обе они находятся отдаленных от людских глаз районах –"гайд-парке" в Сокольниках или на улице Перерва в районе Марьино. При этом использовалась ставшая уже классической в устах городских властей формулировка, что шествие по Тверской улице согласовать нельзя, потому что оно будет мешать проходу других граждан.

Меня всегда интересовало, что это за "другие граждане" такие? Почему их права для мэрии приоритетны по сравнению с правами мирных демонстрантов?

Если закон трактуется произвольно, то не называется ли это иначе – произволом?

Гнетущее впечатление произвело и отношение полицейских к назначенной им роли – не защитников общества от преступников, а инструментов для подавления гражданских свобод, борьбы с мирными людьми, в том числе с женщинами и детьми. Об этом ли они мечтали, поступая на учебу в свои школы, колледжи, академии?

Не считаю сейчас важным обсуждать лозунги московской "прогулки" против коррупции, ее лидеров, их политические воззрения и властные амбиции. На этот счет есть разные мнения, и все они имеют полное право на существование и уважение. Принимать решение должны избиратели путем волеизъявления на свободных выборах органов власти всех уровней.

На мой взгляд, первостепенно важно то, что власти цинично нарушили гарантированное Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод право граждан на свободу мирных собраний. Это дает основание требовать, чтобы все мирные граждане, которые вчера были задержаны, были немедленно отпущены, а дела в отношении них – прекращены.

И все-таки при всей мрачности картины вчерашнего дня в ней мне видятся и светлые тона. Несмотря на то, что, в нарушение закона, акции в подавляющем большинстве российских городов не были согласованы властями, на улицы вышли тысячи граждан. Это вселяет надежду на то, что, вопреки колоссальному давлению на гражданское общество в России на протяжении многих лет, стремление противостоять бесправию в людях не пропало.

Вера Васильева


Задержание в Москве. 26-03-2017. Фото: Влад Докшин