"Команда 29" запустила собственное онлайн-издание
Правозащитное объединение юристов и журналистов "Команда 29" запустило собственное одноименное медиа.Как сообщает Закс.ру со ссылкой на пресс-службу "Команды", сайт будет посвящен проблемам доступа к информации в России.
Новое медиа будет рассказывать о делах, связанных с государственной изменой и государственной тайной, а также о защите прав человека в области свободы информации и проблемах закрытости российских госструктур.
"Наши журналисты уже давно готовят материалы о взаимодействии с российскими правоохранительными органами, о тех, кого судят за госизмену, шпионаж, экстремизм, о проблемах доступа к социально значимой информации в России. Теперь таких текстов станет больше и выходить они будут на регулярной основе", – цитирует пресс-служба руководителя "Команды 29" адвоката Ивана Павлова.
Как отмечается в Facebook-аккаунте объединения, теперь вся информация о "Команде", ранее рассредоточенная по нескольким ресурсам, будет собрана на новом сайте.
Кроме того, на портале запущен сбор средств, которые пойдут на финансирование издания и правовой работы "Команды 29".
"Команда 29" позиционирует себя как неформальное объединение юристов и журналистов. Ее создали бывшие сотрудники Фонда свободы информации (ИРСИ), который прекратил свою деятельность в 2014 году, будучи принудительно включённым чиновниками в список так называемых "иностранных агентов".
В частности, юристы команды стали известны после разбирательств с "фабрикой троллей" и дела Светланы Давыдовой. "Команда 29" вела последние дела петербургских СМИ против ректора Университета профсоюзов Александра Запесоцкого, помогала НКО "Планета надежд" в споре с ВГТРК, а руководитель "Команды" Иван Павлов представлял интересы Оксаны Севастиди в громком деле о госизмене через SMS-сообщения. Кроме того, адвокаты "Команды" представляют движение "Красивый Петербург" в деле против районных администраций города.
* * *
2015 год и 2016 годы охарактеризовались усилением зачастую произвольного государственного контроля за деятельностью некоммерческих организаций в России и созданием новых правовых проблем их существования, что поставило под вопрос легальное существование и осуществление в России деятельности НКО в качестве необходимого элемента независимого гражданского общества, – подчеркивается в исследовании "Развитие гражданского активизма вопреки: российские НКО после законодательства об "иностранных агентах".
Организации, которые были назначены чиновниками минюста "агентами", подвергались несоразмерно крупным штрафам, сталкивались с репутационными и финансовыми издержками, некоторые вынуждены были объявить о ликвидации.
Наиболее целенаправленным преследованиям подвергаются экологические и правозащитные НКО. Генеральная Ассамблея ООН на 70-й сессии в 2015 году приняла Резолюцию, которая признает важную роль правозащитников и необходимость их защиты. Резолюцию поддержали 117 стран стран мира.
Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс в специальном Докладе в 2015 году подчеркнул, что "новые нормы привели к закрытию целого ряда правозащитных организаций, а другие НКО теперь занимаются самоцензурой, перестраховываются, отказываясь участвовать в мероприятиях, которые могут быть расценены как "политические".
Международное правозащитное общество "Мемориал" в своём специальном заявлении подчёркивало: "<...> Концепция закона "об иностранных агентах" по сути не исходит из принципа верховенства права. Не существует ни одной проблемы, которую бы этот закон решал. Цели его инициаторов были сугубо политическими и конъюнктурными, а его формулировки вносят заведомо очевидную правовую неопределенность. Закон "об иностранных агентах" фактически вводит презумпцию виновности искусственно выделенной группы организаций <...>".
Крупнейшая в мире Международная правозащитная организация Amnesty International подчеркивает, что "так называемый "закон об иностранных агентах" — одна из серии мер, нацеленных на подавление гражданского общества и свободы выражения мнения в стране".
Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его в том числе в Европейском суде по правам человека.
Правозащитники подчеркивают, что закон носит очевидно дискриминационный характер и имеет крайне негативный исторический контекст.
90 членов Русского ПЕН-центра, к которым присоединились историки, члены Вольного исторического общества, а также российские ученые, обратились к руководству Министерства юстиции РФ с требованием прекратить произвол в отношении общественных организаций, причисляемых к "иностранным агентам".