Суд перенес заседание по иску НКО к Минюсту после телефонного звонка

Херлуф Бидструп. 'Бюрократ'. ФрагментСудья сообщила, что пришла телефонограмма о невозможности присутствия на заседании представителя Минюста, "так как сотрудник заболел".

Несмотря на то, что иск подан не к сотруднику, а к ведомству, судья перенесла заседание. Интересы некоммерческой организации "Женщины Дона" представляют юристы Фонда "Общественный вердикт" Дарья Пиголева и Светлана Тореева.

На руководителя "Женщин Дона" Валентину Череватенко впервые в России возбуждено уголовное дело за неисполнение "Закона об иностранных агентах" (ст. 330.1 УК РФ).

Если фонду "Женщины Дона" удастся добиться исключения из реестра, то властям придется объяснить, на каком основании они подвергают правозащитницу уголовному преследованию.

2015 год и 2016 годы охарактеризовались усилением государственного контроля (зачастую произвольного) за деятельностью некоммерческих организаций в России и созданием новых правовых проблем их существования, что поставило под вопрос легальное существование и осуществление в России деятельности НКО в качестве необходимого элемента независимого гражданского общества, – подчеркивается в исследовании "Развитие гражданского активизма вопреки: российские НКО после законодательства об "иностранных агентах".

К концу 2015 года в реестре "агентов" было уже 109 организаций. Организации, которые были назначены чиновниками минюста "агентами", подвергались несоразмерно крупным штрафам, сталкивались с репутационными и финансовыми издержками, некоторые вынуждены были объявить о ликвидации.

Наиболее целенаправленным преследованиям подвергаются экологические и правозащитные НКО. Генеральная Ассамблея ООН на 70-й сессии в 2015 году приняла Резолюцию, которая признает важную роль правозащитников и необходимость их защиты. Резолюцию поддержали 117 стран стран мира.

Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс в специальном Докладе в 2015 году подчеркнул, что "новые нормы привели к закрытию целого ряда правозащитных организаций, а другие НКО теперь занимаются самоцензурой, перестраховываются, отказываясь участвовать в мероприятиях, которые могут быть расценены как "политические".

Международное правозащитное общество "Мемориал" в своём специальном заявлении подчёркивало: "<...> Концепция закона "об иностранных агентах" по сути не исходит из принципа верховенства права. Не существует ни одной проблемы, которую бы этот закон решал. Цели его инициаторов были сугубо политическими и конъюнктурными, а его формулировки вносят заведомо очевидную правовую неопределенность. Закон "об иностранных агентах" фактически вводит презумпцию виновности искусственно выделенной группы организаций <...>".

Крупнейшая в мире Международная правозащитная организация Amnesty International подчеркивает, что "так называемый "закон об иностранных агентах" — одна из серии мер, нацеленных на подавление гражданского общества и свободы выражения мнения в стране".

Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его в том числе в Европейском суде по правам человека.

Правозащитники подчеркивают, что закон носит очевидно дискриминационный характер и имеет крайне негативный исторический контекст.

90 членов Русского ПЕН-центра, к которым присоединились историки, члены Вольного исторического общества, а также российские ученые, обратились к руководству Министерства юстиции РФ с требованием прекратить произвол в отношении общественных организаций, причисляемых к "иностранным агентам".