Дело "гольяновских рабынь" дошло до Страсбурга

Юристы проекта "Мемориал"/EHRAC при сотрудничестве эксперта Комитета "Гражданское содействие" подали в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) жалобу по делу "гольяновских рабов".

Заявительницы — сестры Фатима и Алия Мусабаевы, гражданки Казахстана, Гульжанар Назанова и Бакия Касимова, гражданки Узбекистана. В разное время в период с 2004 до 2007 годы они работали в магазинах московского района Гольяново, фактически — находились в рабстве.

После приезда в Москву у женщин забирали документы. Они работали с раннего утра до поздней ночи, часто — без перерыва на обед или сон. За пределы магазинов им выходить не разрешали. Кормили женщин испорченными овощами и просроченными продуктами. За любую "провинность" (например, если не удавалось продать просроченный товар) их избивали. Всех четырех женщин насиловали в магазине, три из них родили детей, одна сделала аборт под присмотром дочери хозяина.

Когда в магазины приходила проверка, всех "рабов" прятали на складе или давали им чужие документы.

Хозяева магазинов так и не привлечены к уголовной ответственности в России.

О ходе разбирательства в Казахстане женщинам ничего не известно.

В жалобе в ЕСПЧ юристы утверждают, что в отношении "гольяновских рабынь" нарушены статьи 3 (запрет пыток), 4 (запрет рабства и принудительного труда), 8 (право на уважение частной и семейной жизни), 13 (право на эффективное средство правовой защиты) и 14 (запрет дискриминации) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Интересы заявительниц в ЕСПЧ представляют юридический директор Правозащитного центра "Мемориал" Кирилл Коротеев, сотрудница "Гражданского содействия" Анастасия Денисова, юристы European Human Rights Advocacy Center Джесс Гаврон и Джоанн Сойер.

В 2007 году сироте Фатиме Мусабаевой, 1988 г.р., предложили поехать поработать в Москве. Она была в сложном финансовом положении и потому согласилась. Ее определили в продуктовый магазин. Все документы у Фатимы хозяева магазины забрали под тем предлогом, что они будут в большей сохранности в магазинном сейфе.

Обычно Фатима вставала в 6 утра, убиралась в магазине, упаковывала товары, обслуживала покупателей за кассой. У нее были только короткие перерывы на обед. Хозяйка магазина, Жанар Мусабекова, следила за ней во время обеда и заставляли быстро проглотить всю оставшуюся еду, когда, по ее мнению, перерыв подходил к концу. Рабочий день Фатимы продолжался обычно до 2 часов ночи. За это время ей позволяли только немного поспать на складе.

Если Фатиме не удавалось продать просроченные продукты, другие сотрудники магазина избивали ее по приказу Мусабековой. В течение двух лет Фатиму не выпускали за пределы магазина.

В 2009 году Фатима обратилась к Рашиду Мусабекову, второму хозяину магазина, мужу Жанар, с просьбой заплатить за два года работы. За это он приказал сотрудникам магазина избить женщину.

Когда в магазин приходила проверка, сотрудников заставляли отсиживаться на складе.

В 2009 году Фатиме удалось сбежать из магазина. Она пришла в отдел полиции и написала заявление на хозяев магазина. Однако полицейские связались с Мусабековыми и те забрали Фатиму обратно в магазин.

После этого Фатиму несколько раз насиловали сотрудники магазина. Она забеременела и в 2010 году родила сына Рината.

Мусабековы угрожали расправиться с сестрой Фатимы, Алией, которая работала там же, если она расскажет кому-то об условиях работы в магазине. Когда Ринату было 4 месяца, его забрали у матери.

В 2010 году Фатиме снова удалось сбежать. На этот раз она сразу уехала в родной Шымкент. Оттуда она связалась с Международной организацией по миграции в Москве.

Сотрудники организации обратились в полицию с заявлением. Мусабекова и предполагаемых жертв допросили, но в возбуждении уголовного дела отказали. Это решение несколько раз обжаловали, расследование возобновляли, но в итоге прекратили.

При помощи полиции в Шымкенте Фатиме удалось добиться, чтобы ей вернули сына.

В 2007 году следом за Фатимой в Москву поехала ее сестра Алия, 1989 г.р. Ее устроили в тот же магазин, свои документы она отдала хозяевам. Когда она пыталась проводить время с Фатимой, хозяева магазина и сотрудники - мужчины избивали ее.

Она работала на складе, разгружая и упаковывая товары. Спала в комнате 4 на 4 метра, деля ее еще с 11-ю женщинами. Когда приходила проверка, Алие давали документы одной из дочерей Мусабекова.

В 2013 году Алию изнасиловал брат хозяйки магазина, Нурлан. В апреле ее забрали в Шымкент, где она родила сына.

Гульжанар Назановой, 1980 г.р., предложили в 2005 году поработать продавцом в Москве. Она согласилась. Сначала она работала уборщицей в магазине Мусабековых, затем была грузчиком на складе и кассиром. Если ей не удавалось продать что-то, дочери Рашида Мусабекова заставляли ее стоять в горячей воде. Ей красили и брили волосы. Во время проверок Гульжанар прятали в тайник за холодильником на складе.

Женщину изнасиловал коллега по магазину Даврен. Она забеременела. Ей сделали аборт в частной больнице, под присмотром Газизы Мусабековой, дочери хозяина. Когда Мусабекова выходила, врач пытался выяснить у Гульжанар, кто она и откуда у нее травмы. Но она не успела ответить. В 2012 году Гульжанар удалось сбежать в Казахстан.

Бакие Касимовой, 1978 г.р., преложили работу в Москве в 2003 году. Она поехала из Узбекистана в Казахстан, Шымкент. Там она встретилась с Жансулу Истанбековой, владелицей магазинов в Москве, сестрой Жанар Мусабековой. Та наняла ее.

У Бакии забрали паспорт — якобы для того, чтобы уладить миграционные формальности. Сначала она работала в магазине на Новосибирской улице, затем ее перевели на 15-ую Парковую. Хозяин обещал заплатить ей, когда закончится весь срок ее работы.

В результате изнасилования Бакия забеременела. У нее родилась дочь Камилла. Ребенка забрали у матери сразу после рождения. Позже Бакие сказали, что Камилла умерла в возрасте двух лет.

После родов Бакия продолжила работать в магазине. Ее постоянно избивали и насиловали. В 2007 году она снова родила, на этот раз — мальчика, которого назвали Бауржаном. По подложным документам, которые представила в роддоме Жансулу Истанбекова, Бакие выдали свидетельство о рождении Бауржана. Вскоре после рождения мальчика его у матери забрали.

В 2009 году Бакие удалось сбежать. Она обратилась в отдел полиции, расположенный вне района Гольяново. Но у нее отказались принять заявление, отправив в полицию по месту расположения магазина — в Гольяново. Скоро Бакия снова оказалась в магазине. Ей удалось сбежать, только когда в магазин пришли активисты, снимавшие материал об условиях работы в магазине.

Бакие помогли в Комитете "Гражданское содействие". Ей провели медицинское обследование, диагностировали пост-травматический синдром.

В 2008 году группа жителей дома на улице Новосибирской, где располагался один из магазинов, пожаловались местным властям на странности в работе магазина. 21 ноября 2008 года администрация района Гольяново ответила, что магазин работает в соответствии с законодательством и что местным властям поручено поддерживать порядок в магазине и окрестностях. В 2012 году магазин проверял Эмерком.

30 октября 2012 года группа активистов и журналистов, поднятые по тревоге родственников "гольяновских рабов", посетили магазин и сняли на видео условия работы там.

Уже 4 ноября было открыто уголовное дело, предположительно — о незаконном лишении свободы людей, в том числе Бакии Касимовой. Однако 6 ноября прокуратура отменила решение следователя и отправила материал на дорасследование. Дело открывали и снова отправляли на дорасследование. Заявителей не уведомляли об этом. Только летом 2015 года им дали доступ к материалам доследственной проверки. 3 июня 2015 года следователь в очередной раз отказал в возбуждении уголовного дела. Заявителям сообщили об этом.

Решение было обжаловано в суде. Суд постановил закрыть разбирательство. Обжалование этого решения результата не принесло.

В Казахстане была попытка привлечь к уголовной ответственности Жансулу Истанбекову и ее мужа. Однако заявителям до сих пор неизвестно, принесло ли расследование какие-то результаты, – подчеркивает Правозащитный Центр "Мемориал" (Москва).