Фигуранты первого дела крымских мусульман приговорены к срокам от пяти до семи лет

Северо-Кавказский окружной военный суд в Ростове-на-Дону вынес обвинительный приговор по первому (севастопольскому) делу крымских мусульман. 

О заседании военного суда сообщают "Грани" со ссылкой на "Крым.Реалии".

Военный суд приговорил Руслана Зейтуллаева, которого российские власти называют организатором ячейки "Хизб ут-тахрир" (запрещена в РФ решением ВС), к 7 годам заключения. Ферат Сайфуллаев, Рустем Ваитов и Юрий Примов приговорены военными судьями к 5 лет лишения свободы.

Приговор огласили за 15 минут,  сообщают журналисты. Подсудимые пришли на оглашение приговора в майках с надписями "Крымские татары" и "Спектакль окончен", а свои рты заклеили пластырем.

31 августа 2016 года Зейтуллаев в своем последнем слове выразил возмущение тем, что "в XXI веке судят за инакомыслие, обвиняя в терроризме". "В России я не успел прожить и года, как попал в тюрьму, - заметил он. - На Украине я жил и строил семью".

Зейтуллаев подчеркнул, что его и других фигурантов дела преследуют лишь за то, что они мусульмане. Исход дела, добавил он, был предрешен задолго до начала судебного разбирательства. В то же время он призвал суд вынести справедливый приговор "в соответствии с международными нормами".

Сайфуллаев заявил о политической мотивированности дела. "Мой народ простой, трудолюбивый, но политически грамотный", - заметил он. Противостоять российской власти в Крыму, заверил он, "у нас не было сил и желания", однако из крымских татар после аннексии полуострова "начали делать врагов народа".

Юрий Примов заявил, что подвергся репрессиям так же, как подвергались его предки. Он поблагодарил всех, кому "не наплевать на репрессии" и кто поддерживал его. "Я постараюсь вас не предать",– сказал он в последнем слове.

Ваитов в своем выступлении вновь подтвердил, что не является членом "Хизб ут-тахрир".

24 августа в прениях сторон прокурор потребовал для Зейтуллаева 17 лет (!) строгого режима, для Сайфуллаева - 8 лет общего, для Ваитова и Примова - 7 лет общего режима.

Разбирательство в военном суде по существу проходил с начала июня 2016 года. Председательствовал в процессе судья Вячеслав Корсаков, входивший в состав коллегии, которая год назад вынесла приговор Олегу Сенцову и Александру Кольченко.

Никто из обвиняемых вину не признал.

Все четверо осужденных – жители сел в черте крымского Севастополя.

31-летнему Зейтуллаеву была вменена часть 1 статьи 205.5 УК (организация деятельности террористической организации). 33-летнему Сайфуллаеву, 30-летнему Ваитову и 40-летнему Примову инкриминировли часть 2 этой же статьи (участие в деятельности такой организации).

Рабочие-строители Зейтуллаев, Ваитов и Примов были арестованы 23 января 2015 года. 2 апреля 2015-го был задержан Сайфуллаев. На другой день его также арестовали.

Следствие вело УФСБ по Крыму и Севастополю.

В деле 15 томов. Согласно утверждениям следователей, Зейтуллаев в марте 2014 года организовал в селах Орлиное, Тыловое и Штурмовое Балаклавского района Севастополя, а также в других частях города ячейку "Хизб ут-тахрир" для создания в Севастополе Крымского вилаята как административной единицы всемирного халифата. Как утверждается, от трех своих знакомых, вовлеченных в ячейку, Зейтуллаев требовал вести пропаганду идей "Хизб ут-тахрир", вербовать новых членов, а в дальнейшем - организовывать собственные подразделения этой структуры.

О Примове сообщалось, что он, в отличие от других фигурантов дела, не крымский татарин.

В ходе суда целый ряд свидетелей обвинения отказался от показаний, данных на следствии.

Защита заявляла, что судья Корсаков вел суд с массой процессуальных нарушений.

Правозащитный центр "Мемориал" (Москва) считает политзаключенными Руслана Зейтуллаева, Ферата Сайфуллаева, Рустема Ваитова и Нури Примова.

Они были первыми арестованы в Крыму по делу "Хизб ут-Тахрир" (организация признана Верховным судом РФ террористической и запрещена в России).

Зейтуллаева обвиняют по ч. 1 ст. 205.5 (организация деятельности террористической организации), а остальных – по ч. 2 той же статьи (участие в деятельности террористической организации) УК РФ. Максимальная санкция для организатора предполагает пожизненное заключение, а для участников – 10 лет колонии.

Как заявляют эксперты ПЦ "Мемориал", Верховный суд РФ признал "Хизб ут-Тахрир" террористической организацией необоснованно.

В настоящее время нет ни одного факта совершения или подготовки участниками этого объединения терактов где-либо в мире, в том числе на Ближнем Востоке.

В странах Западной Европы и Северной Америки партия не запрещена (за исключением Германии, где предусмотрен административный, но не уголовный запрет).

В то же время, обвинения в серьезнейших преступлениях основываются именно на этом голословном, с нашей точки зрения, решении Верховного суда.

Фигурантов дела не обвиняют ни в чем, кроме принадлежности к "Хизб ут-Тахрир", чтении исламистской литературы, общении.

Никаких подтверждений, что обвиняемые представляют общественную опасность, нет.

Правозащитный Центр "Мемориал" (Москва) подчеркивает: "Кроме того, важным фактором является и то, что Крым, с нашей точки зрения, является территорией, которую Россия оккупировала. В соответствии с международным гуманитарным правом, Россия ограничена в своих законодательных и административных полномочиях: она не вправе целиком отменять действовавшее на момент начала оккупации уголовное законодательство и заменять его своим. В рамках украинского законодательства деятельность "Хизб ут-Тахрир" абсолютно легальна".

Отмечается, что это уголовное дело первое из трех, возбужденных против крымских татар по террористическим статьям, и часть репрессивной кампании, развернутой на оккупированном полуострове.

Правозащитный центр "Мемориал" требует освобождения Зейтуллаева, Сайфуллаева, Ваитова и Примова.

Признание лица политзаключенным или преследуемым по политическим мотивам не означает ни согласия ПЦ "Мемориал" с его взглядами и высказываниями, ни одобрения его высказываний или действий.