Пресса о преследовании правозащитницы Валентины Череватенко
Следственный комитет начал "доследственную проверку" в отношении главы союза "Женщины Дона" и одноименного фонда Валентины Череватенко якобы за нарушения закона об "иностранных агентах". В защиту Череватенко разворачивается широкая международная кампания защиты.
Как пишут "Грани" со ссылкой на "Коммерсант", возглавляемые ей НКО одними из первых были внесены в реестр "иностранных агентов", а теперь следователи выясняют, имеются ли в их отказах получать этот статус добровольно признаки злостных нарушений.
Валентина Череватенко уже дважды побывала у следователей – 6 и 10 мая. По словам юриста международной правозащитной группы "Агора" Рамиля Ахметгалиева, глава НКО может стать первым в России фигурантом уголовного дела, возбужденного по ст. 330.1 УК (злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента). Максимальное наказание по этой статье – лишение свободы сроком до двух лет.
Валентина Череватенко возглавляет координационный совет созданного в 1993 году в Новочеркасске союза "Женщины Дона" – НКО, занимающейся правовым просвещением населения, защитой прав призывников и военнослужащих. Одновременно она является и председателем правления одноименного фонда. Союз был принудительно включен в реестр "иностранных агентов" в 2014 году, а фонд – в 2015-м. При этом союз "Женщины Дона" стал одной из первых НКО, к которым была применена такая процедура. Обе организации обжаловали это решение, разбирательства идут до сих пор. При этом 7 апреля 2016 года союз был исключен из реестра, так как в течение года не получал иностранного финансирования, что по закону позволяет снять с НКО соответствующий статус.
Как пояснила глава Фондп "Общественный вердикт" Наталья Таубина, чтобы доказать "злостность" нарушений Череватенко, следователям придется доказывать их неоднократность. "Видимо, они будут исходить из того, что она дважды отказывалась сама подавать документы на регистрацию в реестре и в обоих случаях это делал Минюст", – предположила Таубина. Однако, отметила она, возбудить уголовное дело не получится, пока по жалобам обеих организаций, возглавляемых Череватенко, не будут вынесены окончательные отказы.
В 2012 году были приняты поправки к закону об НКО, предусматривающие включение в реестр "иностранных агентов" организаций, имеющих зарубежное финансирование, деятельность которых признана "политической". В 2015 году процесс охоты "иностранных агентов" в некоммерческом секторе России вошел в активную фазу. К концу 2015 года в реестре "агентов" было уже 109 организаций. Организации, которые были назначены чиновниками минюста "агентами", подвергались несоразмерно крупным штрафам, сталкивались с репутационными и финансовыми издержками, некоторые вынуждены были объявить о ликвидации.
Наиболее целенаправленным преследованиям подвергаются экологические и правозащитные НКО. Генеральная Ассамблея ООН на 70-й сессии в 2015 году приняла Резолюцию, которая признает важную роль правозащитников и необходимость их защиты. Резолюцию поддержали 117 стран стран мира.
Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс в специальном Докладе в 2015 году подчеркнул, что "новые нормы привели к закрытию целого ряда правозащитных организаций, а другие НКО теперь занимаются самоцензурой, перестраховываются, отказываясь участвовать в мероприятиях, которые могут быть расценены как "политические".
Международное правозащитное общество "Мемориал" в своём специальном заявлении подчёркивало: "<...> Концепция закона "об иностранных агентах" по сути не исходит из принципа верховенства права. Не существует ни одной проблемы, которую бы этот закон решал. Цели его инициаторов были сугубо политическими и конъюнктурными, а его формулировки вносят заведомо очевидную правовую неопределенность. Закон "об иностранных агентах" фактически вводит презумпцию виновности искусственно выделенной группы организаций <...>".
Крупнейшая в мире Международная правозащитная организация Amnesty International подчеркивает, что "так называемый "закон об иностранных агентах" — одна из серии мер, нацеленных на подавление гражданского общества и свободы выражения мнения в стране".
Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его в том числе в Европейском суде по правам человека. Правозащитники подчеркивают, что закон носит очевидно дискриминационный характер и имеет крайне негативный исторический контекст.
90 членов Русского ПЕН-центра, к которым присоединились историки, члены Вольного исторического общества, а также российские ученые, обратились к руководству Министерства юстиции РФ с требованием прекратить произвол в отношении общественных организаций, причисляемых к "иностранным агентам".