Хьюман Райтс Вотч о преследовании правозащитницы Валентины Череватенко

"Возбуждение уголовного дела за неисполнение закона об "иностранных агентах" чревато серьезным ухудшением и без того напряженной ситуации с ведением правозащитной деятельности в России", – подчеркнула известная Международная правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч.

Следственный комитет России вызвал на допрос правозащитницу Валентину Череватенко в связи с предполагаемым неисполнением требований закона об "иностранных агентах", сообщает Хьюман Райтс Вотч.

Если в отношении нее будет возбуждено уголовное дело, это станет первой попыткой привлечения к уголовной ответственности за неисполнение требований закона, принятого в 2012 году. Власти должны немедленно прекратить преследование Череватенко за ее деятельность, – заявляют в организации.

"Возбуждение уголовного дела в отношении Валентины Череватенко может стать переломным моментом в "охоте на ведьм", проводимой против правозащитных организаций", – говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – "Уголовное дело за несоблюдение пресловутого закона об "иностранных агентах", безусловно, значительно усилит и без того колоссальное давление на правозащитников в России". 6 и 10 мая 2016 г. Валентину Череватенко вызывали в Следственный комитет в рамках доследственной проверки по факту предполагаемого уклонения от исполнения обязательств по закону об "иностранных агентах".

Этот закон, принятый в РФ в 2012 году, обязывает организации, которые получают финансирование из зарубежных источников и занимаются любого рода "политической деятельностью", определяемой крайне широко, регистрироваться в качестве "иностранных агентов", что в России равносильно признанию себя "предателями" или "шпионами". В рамках соответствующего пакета поправок в Уголовный кодекс РФ (УК РФ) была введена статья 330.1, предусматривающая до двух лет лишения свободы за "злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".

Валентина Череватенко возглавляет координационный совет Союза "Женщины Дона" и является председателем правления одноименного Фонда содействия развитию гражданского общества и правам человека. Обе организации реализуют образовательные программы по правам человека и укреплению мира, а также занимаются гуманитарными проектами на Северном Кавказе. Союз "Женщины Дона" был включен Минюстом в реестр иностранных агентов в 2014 г., фонд – в 2015 г.

Обе организации оспаривали внесение в реестр в суде, но до сих пор безуспешно. Министерство юстиции, не дожидаясь исхода судебных разбирательств, в 2014 году принудительно зарегистрировало Союз "Женщины Дона" в качестве "иностранного агента". Обе организации представляли необходимую по закону отчетность и аудиторские заключения, а также указывали на своих материалах, что были включены в реестр "иностранных агентов". Союз уплатил все назначенные судами административные штрафы, фонд ходатайствовал об отсрочке и получил ее. 29 февраля 2016 года Минюст официально исключил Союз "Женщины Дона" из реестра "в связи с прекращением выполнения функций иностранного агента".

Минюст принудительно внес в реестр иностранных агентов уже больше ста организаций, однако до сих пор уголовные дела по статье 330.1 УК РФ в отношении активистов не возбуждались.

Закон об "иностранных агентах" и, в частности, предусмотренная за его неисполнение уголовная ответственность уже давно вызывают критику со стороны многих международных организаций.

Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия Совета Европы) в своем экспертном заключении указала, что в силу международных стандартов "суровые уголовные санкции должны применяться только в случае серьезного нарушения и должны всегда быть соразмерными тяжести такого нарушения". 

Верховный суд России в своем официальном отзыве на закон об "иностранных агентах", опубликованном незадолго до его принятия, дал критическую оценку статье 330.1 УК РФ, поскольку в ней "не предусмотрено наступление общественно опасных последствий в качестве признака, отличающего уголовное деяние от административного правонарушения". Он также указал на неясность понятия "злостность", отсутствие законодательного определения которого "может стать причиной трудностей у правоприменителя при оценке объективной стороны рассматриваемого деяния и степени его общественной опасности". Несмотря на отрицательное заключение высшей судебной инстанции, имеющее рекомендательный характер, законодатель все же ввел эту статью в уголовный закон.

"Возбуждение уголовного дела за неисполнение закона об "иностранных агентах" чревато серьезным ухудшением и без того напряженной ситуации с ведением правозащитной деятельности в России", – говорит Хью Уильямсон. – "Власти должны не только прекратить преследовать активистов, но и в принципе отменить этот печально известный закон, чтобы обеспечить правозащитникам благоприятные условия для работы в стране".