За что Немецко-Русский дом объявили "иностранным агентом"

Флаги Германии и РоссииПресса сообщает, что подлинной причиной такого преследования культурной организации в Калининграде, вероятно, стала критика аннексии Крыма.

Центральный районный суд Калининграда оставил в силе итоги проверки регионального управления Минюста, признавшего Немецко-Русский дом так называемым "иностранным агентом", – сообщает Article20 со ссылкой на Regnum.

Пресса сообщает, что чиновники Минюста пришли к поражающим воображение выводам, – будто бы ряд мероприятий, прошедших на базе Немецко-Русского дома, – ни больше ни меньше – "могли послужить условием популяризации нацистской идеологии, являющейся формой экстремизма".

Regnum пишет, что речь идет, в частности, о выступлении атташе по культуре Генерального консульства Германии в Калининграде Даниэля Лисснера на "Вечере памяти и скорби российских немцев". Тогда дипломат сказал: "Аннексия Крыма Россией — кричащий пример нарушения международного права, которое мы крайне резко осуждаем. Нападение России на Восточную Украину стоило уничтожения материальных ценностей, человеческих жизней и доверия, которое строилось десятилетиями".

Также, по мнению чиновников Минюста, "Общество помощи Восточной Пруссии" и президент Немецко-Русского дома Виктор Гофман популяризировали творчество немецкой поэтессы Агнес Мигель. В вину ставится то, что она когда-то являлась членом национал-социалистической партии Германии.

В результате, в Калининграде были демонтированы памятные доски упомянутой поэтессе – "в рамках прокурорского реагирования с указанием на недопустимость нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности".

В библиотеке калининградского Немецко-Русского дома чиновники Минюстаувидели номер немецкого журнала на русском языке "Ost-west Panorama". В его статьях власти России подвергнуты критике за присоединение Крыма – отмечает Regnum.

Международное правозащитное общество "Мемориал" в своём специальном заявлении подчёркивало: "<...> Концепция закона "об иностранных агентах" по сути не исходит из принципа верховенства права. Не существует ни одной проблемы, которую бы этот закон решал. Цели его инициаторов были сугубо политическими и конъюнктурными, а его формулировки вносят заведомо очевидную правовую неопределенность. Закон "об иностранных агентах" фактически вводит презумпцию виновности искусственно выделенной группы организаций <...>".

Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его в том числе в Европейском суде по правам человека.

Правозащитники подчеркивают, что закон носит очевидно дискриминационный характер и имеет крайне негативный исторический контекст.