Надежда Савченко о затягивании процесса
Украинская летчица Надежда Савченко, процесс которой продолжается в Донецком райсуде Ростовской области, объявила сухую голодовку.
Об этом сообщает корреспондент "Граней" Дмитрий Борко.
Причиной стало решение коллегии в составе Леонида Степаненко (председательствующий), Али Хайбулаева и Евгении Черныш перенести выступление подсудимой с последним словом на 9 марта. Таким образом, по мнению летчицы, судьи затягивают разбирательство.
Утром 3 марта Савченко предупреждала, что объявит сухую голодовку, если ей в этот день не дадут выступить с последним словом. Накануне она обещала, что прибегнет к такой мере, если судьи отведут себе для вынесения приговора больше двух недель. Голодовку без отказа от воды Савченко держит с 18 декабря 2015 года в знак протеста против незаконного преследования. 4 Марта она написала заявление о том, что объявляет сухую голодовку.
3 марта на ФБ-странице группы поддержки Савченко появился текст последнего слова, который она предполагала зачитать в процессе.
Адвокат летчицы Илья Новиков в своем твиттере не исключил, что решение судей объясняется намерением вернуться на стадию судебного следствия, из-за того что у них "что-то не сошлось по бумагам". В то же время он дал и другое возможное объяснение этому решению – намерение сорвать выступление Савченко с последним словом. Из-за сухой голодовки, пояснил адвокат журналистам, обвиняемую могут не доставить в суд из СИЗО.
На заседании в четверг в прениях сторон выступили адвокаты Савченко, потребовавшие для своей доверительницы оправдательного приговора. Затем стороны обменялись репликами.
После реплики прокурора Владислава Кузнецова, попытавшегося опровергнуть доводы защиты о том, что Савченко была лишена свободы с самого начала своего пребывания в России, летчица заметила обвинителям: "Вы сидите улыбаетесь. Вам никто даже в России не верит. Вы облажались, ребята, по полной".
Сразу после этого Степаненко прервал заседание.
Слушания 9 марта откроются в 11 часов.
В среду прокурор Кузнецов потребовал для Савченко 23 года колонии. Такой срок он попросил назначить путем частичного сложения сроков по двум вмененным летчице обвинениям. По пунктам "а", "е", "ж", "л" части 2 статьи 105 (убийство общеопасным способом двух и более лиц по мотивам политической ненависти, совершенном группой лиц) он потребовал для Савченко 18 лет колонии, по части 3 статьи 30 – пунктам "а", "е", "ж", "л" части 2 статьи 105 (покушение на это же преступление) – 13 лет.
Кроме того, обвинитель запросил для летчицы штраф 100 тысяч рублей по части 1 статьи 322 УК (незаконное пересечение границы).
Ранее в прениях Кузнецов и его коллеги Павел Филипчук и Дмитрий Юношев объявили вину подсудимой полностью доказанной.
Сама Савченко в прениях, как и ранее в процессе, подчеркнула, что действовала законно, защищая свою страну, а обвинение против нее назвала полностью сфабрикованным.
Согласно фабуле дела, Савченко, после начала российской агрессии на Украине служившая в добровольческом батальоне "Айдар", 17 июня 2014 года передала товарищам по батальону координаты для артиллерийского обстрела, в результате которого погибли сотрудники ВГТРК Игорь Корнелюк и Антон Волошин. Включение в дело эпизода покушения на убийство обвинение объяснило тем, что в результате этого обстрела мог погибнуть и их коллега Виктор Денисов. Объектами покушения признаны также шесть боевиков ЛНР, однако, как заявил в прениях Кузнецов, привлечь за это Савченко невозможно, так как они являются гражданами Украины.
Также в деле утверждается, что в дальнейшем Савченко незаконно проникла на территорию России, где и была задержана.
Защита доказательно утверждает, что Савченко попала в плен к боевикам ЛНР еще до обстрела, в ходе которого погибли Корнелюк и Волошин, и была незаконно вывезена в Россию, где против нее и сфабриковали дело.
Летом 2015 года защита Савченко требовала, чтобы дело летчицы рассматривалось с участием присяжных. В этом адвокатам отказали, мотивировав отказ следующим образом. Коллегии присяжных формируются лишь в судах субъектов федерации. В то же время в 2013 году из подсудности этих судов были исключены все дела, по которым не может быть назначена смертная казнь или пожизненное заключение. При этом, хотя вмененная Савченко 105-я статья УК такие наказания предусматривает, согласно статьям 57, 59 кодекса женщинам они назначены быть не могут. Таким образом, женщины согласно действующим нормам в принципе лишены права на суд присяжных.
25 февраля Конституционный суд признал эти нормы незаконными и обязал законодательную власть скорректировать их. Однако позже в тот же день председатель КС Валерий Зорькин заявил, что Савченко на суд присяжных рассчитывать не может, поскольку рассмотрение ее дела уже началось. "
В своем последнем слове Надежда Савченко сказала:
"<...>апелляции не будет, а будет следующее: после приговора я продолжаю голодовку еще на десять дней, пока приговор вступит в силу, и это независимо от перевода на украинский язык, потому что им они тоже умеют очень долго тянуть время. Через десять дней я объявляю сухую голодовку, и тогда у России есть не более десяти дней, чтобы возвратить меня в Украину, откуда похитили! <...> И все эти десять дней под воротами СИЗО будет день и ночь стоять моя сестра, и будет ждать – выпустят меня или вынесут. И если вы ее посадите, на ее место придет и станет моя мать, ей 77 лет, вы и ее посадите? Тогда на ее место станет моя подруга, мой друг, а за ними украинец за украинцем! И запомните: всех вам сюда не запихнуть! А пока мои соотечественники будут стоять, простые, честные и порядочные россияне с ближайших домов начнут им подносить горячий чай, бутерброды и теплые одеяла, потому что каждый из них понимает, что завтра на моем месте может оказаться ребенок каждого из них в этой тюрьме всех народов под названием Россия! <...>