Министр Коновалов отстаивает "правоту" преследования НКО

Глава Минюста РФ генерал Александр Коновалов уверен, что ведомство "правильно трактует понятие политической деятельности НКО в соответствии с действующим законодательством".

Об этом пишет Article20 со ссылкой на информационное агентство ТАСС.

"Считаем, что трактуем понятие правильно, судебная практика, которая формируется, это подтверждает", – заявил он журналистам в ответ на просьбу прокомментировать недавнее заявление Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой, которая назвала ликвидацию правозащитной организации "Агора" настораживающей тенденцией, полагая, что такое стало возможно из-за широкого толкования Минюстом понятия политической деятельности НКО.

"Если суд будет нас поправлять, будем корректировать практику ", – добавил министр юстиции Коновалов.

При этом он подчеркнул, что "ведомство всегда готово выслушать озабоченности и предложения правозащитников".

Министр юстиции Коновалов в прошлом – многолетний сотрудник прокуратуры, от следователя до прокурора Республики Башкирия.

Серьезные преследования НКО начались в связи с законом об НКО – "иностранных агентах", который был принят в 2012 году. Он обязывает НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа, принимать статус "иностранных агентов" с последующим занесением в специальный реестр. НКО – "иностранные агенты" обязаны указывать при публикации материалов в Интернете и СМИ этот статус, обязаны делать многократные дополнительные отчеты, за свой счет проводить ежегодные аудиты и т.д. На НКО обрушили волну штрафов, каждый из которых составляет как минимум 300 тысяч (!) рублей.

Международное правозащитное общество "Мемориал" в своём специальном заявлении подчёркивало: "<...> Концепция закона "об иностранных агентах" по сути не исходит из принципа верховенства права. Не существует ни одной проблемы, которую бы этот закон решал. Цели его инициаторов были сугубо политическими и конъюнктурными, а его формулировки вносят заведомо очевидную правовую неопределенность. Закон "об иностранных агентах" фактически вводит презумпцию виновности искусственно выделенной группы организаций <...>".

Российские НКО неоднократно выражали несогласие с законом и обжаловали его в том числе в Европейском суде по правам человека. Правозащитники подчеркивают, что закон носит очевидно дискриминационный характер и имеет крайне негативный исторический контекст.

Однако, дискриминация независимых некоммерческих организаций в России продолжается.

Так называемый закон об "иностранных агентах" неоднократно подвергался критике со стороны самих НКО, президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), руководителей международных правозащитных институтов. Так, глава СПЧ Михаил Федотов призывал уточнить понятие "политической деятельности". Отсутствие конкретного определения, по его мнению, чревато тем, что "политическими" признаются порядка 70 видов деятельности.

В январе 2016 года Минюст представил законопроект о критериях политической деятельности НКО. Согласно этому документу, НКО признается участвующей в политической деятельности на территории РФ, если она осуществляет "деятельность в сфере госстроительства и основ конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, обеспечения суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития РФ" и так далее, если она ведется "в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, на формирование госорганов, органов местного самоуправления, на их решения и действия".

Прописываются формы, в которых такая деятельность осуществляется. Схожий законопроект в феврале этого года внесла в Госдуму группа депутатов от всех фракций.

Эксперты указывают, что нынешняя репрессивная практика в отношении НКО в России, возможно, развёрнута для устранения всех активных независимых общественных структур и замены их "симулякрами" из числа псевдо-НКО.