Репортаж HRO.org: Вечер памяти художника Александра Ложкина в Сахаровском центре

art74 года назад не стало художника Серебряного века, графика, иллюстратора, дизайнера Александра Васильевича Ложкина. Он разделил судьбу миллионов других, погибших в сталинских застенках, чьи имена пытались стереть из людской памяти.

И вместе с тем его творческий путь – как яркого, очень талантливого автора – уникален.

Памятный вечер прошел 11 февраля 2016 года в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова. В в нем приняли участие координатор экспозиционной и выставочной деятельности Сахаровского центра Наталья Самовер и член-основатель общества изучения русской усадьбы, внучатый племянник художника Константин Ложкин.

Константин Сергеевич "по крупицам в течение нескольких лет очень дотошно и очень аккуратно воссоздавал судьбу своего родственника и художника. Это чрезвычайно красивая, но с трагическим финалом судьба", – отметила Наталья Самовер.

Как рассказал Константин Ложкин, Александр Васильевич родился 25 августа 1881 года в Москве в семье артельщика небольшого лакокрасочного производства и мещанки. Окончил Строгановское училище технического рисования, причем был его государственным стипендиатом. В начале своей карьеры 12 лет проработал в ювелирной фирме Карла Фаберже. Был близок к объединению художников и деятелей культуры "Мир искусства".

Женой Александра Ложкина была модельер Мария Васильевна Ложкина, до октябрьской революции имевшая собственное ателье.

Александр Ложкин писал сцены городского быта, архитектурные достопримечательности Москвы и других городов, пейзажи. Например, у Ложкина довольно много рисунков Гурзуфа, где он часто отдыхал со своей женой.

Сохранились его рисунки театральных костюмов. Так, он принимал участие в подготовке эскизов костюмов для Дягилевских сезонов.

 



Фото с вечера памяти художника. Фото Веры Васильевой, HRO.org

 

Как иллюстратор Ложкин сотрудничал с издательством Иосифа Кебеля.

Судя по тем сведениям, которые удалось собрать Константину Ложкину, в годы Первой мировой войны Александр Ложкин был фронтовым художником-корреспондентом в Галиции.

После революции Ложкин оформлял массовые празднества, работал в Госкиноиздате. Подобно многим мастерам своего поколения, он стремился вписаться в художественную жизнь страны, пережившей колоссальную политическую трансформацию.

Важная веха в творчестве Александра Ложкина – его участие в мероприятиях к 100-летию смерти Пушкина в Историческом музее в феврале 1937 года. Ложкин рисовал пушкинские места – Михайловское, Петровское, Бахчисарай, место дуэли поэта на Черной речке.

5 января 1942 года уже не молодой, 61-летний художник был арестован по обвинению в "антисоветской деятельности, направленной на свержение советской власти в военное время". Это статья 58-10 ч. 2. "Расстрельная".

Константин Ложкин предполагает, что причиной для обвинения стал донос:

"Со слов матери и со слов моего отца, который общался с Александром Васильевичем Ложкиным, он имел трехкомнатную квартиру. У него собиралась интеллигенция. А в квартире напротив на лестничной площадке жила многодетная семья...

В качестве вины ему вменили, что он пришел в красный уголок в этом доме и в присутствии людей сорвал написанный им же портрет Владимира Ильича Ленина, порвал его и бросил в урну.

Судя по рассказам отца и матери, он никогда этого не сделал бы. Но в следственном деле в допросных листах он "признал эту свою вину". До приговора он не дожил и через месяц с небольшим умер в московской тюремной больнице, расположенной на Лесной улице.

Место его захоронения не известно. Хотя приговор не вынесли, тело родственникам все равно не выдавали. Но есть одна загадка. Дальняя родня Александра Васильевича похоронена на Введенском кладбище. Там есть могила еще одного Ложкина. Указанные на ней годы рождения и смерти совпадают с годами рождения и смерти художника, но инициалы – нет. У жены Ложкина были большие связи, поскольку она работала в костюмерных мастерских Большого театра. Может быть, ей и выдали тело...".

Что происходило с художником в застенках ГУЛАГа, доподлинно не известно. Как сообщил Константин Ложкин, в официальном медицинском заключении тюремной больницы приведено столько заболеваний, якобы выявленных у Ложкина, что "вообще непонятно, как он мог с такими диагнозами жить". Нельзя исключить, что к Александру Ложкину применялись пытки и что его смерть не была случайностью, отметила Наталья Самовер.

Мария Ложкина не была репрессирована, пережила своего мужа на 20 лет и умерла в 1962 году.

В 1995 году прокуратурой города Москвы обвинения с Александра Ложкина были сняты, его имя было реабилитировано.

Сейчас работы Александра Ложкина рассеяны по разным музеям. Это и Государственная Третьяковская галерея, Всероссийский музей А. С. Пушкина, и Государственный литературный музей.

"Сегодня день памяти этого человека. В день памяти мы делаем то, что нужно делать в день памяти: мы вспоминаем, восстанавливаем. Это наш долг перед этим человеком и перед сотнями тысяч других людей, которые заслуживают такого же отношения к себе"…

"…Из небытия, из смерти, из ада достали человека, и теперь этот человек есть. Его уничтожили, стерли, и какое-то время его не было, а теперь он есть", – сказала в конце вечера Наталья Самовер.

Вера Васильева, HRO.org