30 000 евро заплатит РФ за пытки и бездействие следователей

Европейский суд по правам человека вынес решение по жалобе нижегородца, который пожаловался на пытки в милиции и неэффективное расследование этого инцидента на национальном уровне.

Страсбургские судьи единогласно постановили, что Российская Федерация нарушила в отношении своего гражданина ряд статей Европейской конвенции, и присудили заявителю компенсацию в размере 30 000 евро.

Как сообщает Комитет по предотвращению пыток, житель города Саров Нижегородской области Сергей Фартушин обратился в Комитет против пыток за юридической помощью после майских праздников еще в 2008 году.

Он пожаловался, что был избит начальником уголовного розыска Сарова. Фартушин рассказал, что 5 мая 2008 года ему позвонил оперуполномоченный УВД города Саров и пригласил явиться к нему для беседы.

Сергей в указанное время приехал к зданию УВД на машине со своими друзьями. Ему выписали пропуск, и он поднялся в нужный кабинет.

По словам Сергея, там его встретил звонивший ему сотрудник уголовного розыска и в ходе диалога предложил ему добровольно и без принуждений "взять на себя" десять гаражных краж. Тот, естественно, отказался.

Тогда милиционер надел на него наручники и завел в соседний кабинет, где его встретил начальник уголовного розыска.

"Он нанес мне множество ударов по туловищу, бил по лицу, прыгал на голове всем своим весом, порвал золотую цепочку, футболку", – описывал эту встречу Фартушин. Подчиненный же ограничил свое участие в "оперативной беседе" угрозами и требованиями "во всем признаться или будет хуже". Но Сергей не хотел ничего подписывать и "брать на себя".

Как вспоминал Серей, более суток его, избитого, удерживали в кабинетах УВД, не кормили и не оказывали ему медицинскую помощь, несмотря на плачевное состояние здоровья: его постоянно рвало кровью.

Лишь вечером следующего дня задержание было оформлено официально. Его поместили в изолятор в том же здании УВД.

В изоляторе у Фартушина зафиксировали часть телесных повреждений, а также дали возможность обратиться за медицинской помощью.

Прибывший на вызов врач оказал помощь, но документально оформил лишь язвенную болезнь желудка.

Возле отдела на протяжении практически всего времени находились жена Фартушина Ирина и друг Сергей.

В УВД им пояснили, что Сергей задержан, а позже из здания ОВД вышел сотрудник милиции, отдал им ключи от автомобиля, пояснив, что они могут уезжать, потому что Сергей "задержан надолго".

На следующий день Ирина наняла адвоката, который встретился с задержанным и сообщил, что у того на теле много ссадин и синяков.

В присутствии адвоката Фартушин написал заявление в прокуратуру на незаконные действия сотрудников милиции.

В тот же день адвокат обратился за помощью в Комитет против пыток.

Проведенное через пять дней медицинское освидетельствование установило наличие у Фартушина многочисленных ссадин и кровоподтеков.

Отметим, что Сергей провел семь месяцев в следственном изоляторе, после чего уголовное дело в отношении него было прекращено.

Только за первый год с момента подачи заявления об избиении милиционерами саровские следователи вынесли шесть постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые обжаловались юристами Комитета против пыток и признавались незаконными.

Исчерпав все средства правовой защиты внутри государства, правозащитники, представляющие интересы Фартушина, были вынуждены обратиться в Европейский суд по правам человека.

8 октября 2015 года, страсбургские судьи единогласно установили, что в отношении заявителя Российская Федерация допустила три нарушения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод – статьи 3 в части запрета пыток и обязательства провести эффективное официальное расследование, а также статьи 5 в части незаконного ограничения свободы Фартушина. За данные нарушения ЕСПЧ назначил компенсацию в размере 30 000 евро.

"К сожалению, Сергей Фартушин не дожил до сегодняшнего решения Европейского суда, в прошлом году он погиб в автокатастрофе, и в связи с этим компенсацию получат его родственники.

Однако это не отменяет необходимости возобновления расследования и привлечения виновных сотрудников полиции к уголовной ответственности. В этом направлении мы, безусловно, продолжим свою работу.

Правоохранители, использующие в своей работе недозволенные методы, должны знать о неотвратимости наказания за свои преступные деяния", – комментирует ситуацию юрист Комитета по предотвращению пыток Альберт Кузнецов.

Как подчеркнул один из представителей Сергея Фартушина в Европейском суде Антон Рыжов, ЕСПЧ пришел к выводу о доказанности факта незаконного насилия, исходя из совокупности медицинских документов, показаний свидетелей и признания всех заявленных в жалобе нарушений самой Российской Федерацией.

Кроме того, отказ Следственного комитета РФ в возбуждении уголовного дела по заявлению Фартушина сделал невозможным проведение тщательного и эффективного расследования, как того требует Конвенция.

"Небезынтересно, что Суд также признал факт незаконного ограничения свободы Сергея, – добавил Рыжов. – ЕСПЧ посчитал доказанным, что по документам заявитель был задержан лишь вечером 6 мая 2008 года, хотя фактически был ограничен в свободе с 5 мая, когда он прибыл в здание УВД. Это обстоятельство, по мнению судей, привело к неспособности Фартушина воспользоваться правом на адвоката и другими своими правами, и в конце концов всё закончилось пытками".