"Страсбургские посиделки" – о незаконных арестах
О таком случае рассказали адвокаты Центра содействия международной защите Оксана Преображенская и Каринна Москаленко. Обвиняемые в совершении преступления удерживаются в заключении без приговора суда вот уже пятый год.
25 мая 2015 года директор Центра Оксана Преображенская, руководитель проектов Каринна Москаленко, а также административный директор этой некоммерческой организации Валентин Моисеев и адвокаты Валентина Бокарева и Юлия Насонова провели "Страсбургские посиделки".
Круглый стол был организован в необычном формате. Мероприятие проходило в Международном университете в Москве, благодаря чему в нем смогли принять участие заинтересованные студенты.
Портал HRO.org уже писал о содержании под стражей как чрезвычайно популярной у российских следователей и судей мере пресечения. При этом они не только необоснованно пренебрегают альтернативными мерами пресечения, но и иногда напрямую нарушают закон.
В случае, о котором рассказали Оксана Преображенская и Каринна Москаленко, речь идет о 300-страничном уголовном деле с 21 фигурантом – организованной группой, обвиняемой в незаконном обороте наркотиков.
Впрочем, как известно, Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) никогда не рассматривает дела по существу, не разбирает вопросы о виновности или невиновности заявителей. Его интересуют только вопросы соблюдения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В ЕСПЧ подала жалобы примерно треть "фигурантов". Некоторые из них были арестованы в 2010 году, другие – в 2011 году.
В декабре 2012 года дело было передано в суд первой инстанции, но по неясным причинам судебное разбирательство так и не началось. В июле 2013 года суд вовсе возвратил дело в прокуратуру. При этом, как отметила Оксана Преображенская, он оставил меру пресечения прежней, не указав, на какой срок продлевает арест (!).
"Человек начинает себя ощущать объектом произвола, в отношении которого можно сделать всё, можно содержать его под стражей вечно", – прокомментировала ситуацию Каринна Москаленко.
В настоящее время обвиняемые по-прежнему находятся в СИЗО, судебное разбирательство так и не началось – уже пятый (!) год.
Эта история – о грубом нарушении и национального законодательства, и Европейской конвенции, считают адвокаты Центра содействия международной защите. Оксана Преображенская и Каринна Москаленко подчеркнули, что статья 109 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусматривает при расследовании преступлений продление срока содержания под стражей максимум до 18 месяцев. Причем это возможно лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений. По истечении этого срока не остается законных оснований для того, чтобы удерживать подследственного под арестом, даже если он подозревается в серьезном преступлении.
На международном уровне, как указали адвокаты в своей жалобе в ЕСПЧ, нарушена статья 5 Европейской конвенции ("право на свободу и личную неприкосновенность"), в частности, ее пункты 1 и 3.
Страсбургский суд уже признал эту жалобу приемлемой и задал правительству России ряд вопросов по ней, в том числе о превышении 18-месячного срока содержания под стражей. Ответы, которые представила Россия, Оксана Преображенская считает неудовлетворительными.
В рамках круглого стола заходил разговор и о других, в том числе резонансных, делах Центра. В частности, речь зашла о первой жалобе бывшего сотрудника компании "ЮКОС" Алексея Пичугина в ЕСПЧ.
"Это один из тех единичных случаев, когда Европейский суд занял позицию, что невозможно восстановить право на справедливое несудебное разбирательство, если вы не проведете [новое] судебное разбирательство в справедливых условиях", – напомнила Каринна Москаленко. Но "в этом деле Президиум Верховного суда, учитывая серьезную заинтересованность власти в его исходе, проигнорировал решение ЕСПЧ", – выразила мнение адвокат.
Центр содействия международной защите регулярно проводит "Стасбургские посиделки" уже несколько лет. В дискуссиях принимают участие не только его сотрудники, но и другие юристы, а также заявители жалоб в ЕСПЧ, журналисты и многие другие, кто интересуется новостями из Страсбургского суда. После закрытия Независимого пресс-центра, где раньше проходил круглый стол, он пока не обрел постоянной площадки.