В Грозном "неизвестные" сожгли офис правозащитников

Сергей БабинецВ Грозном сгорел офис правозащитной Сводной мобильной группы Комитета против пыток. Здание на улице Розы Люксембург было оперативно оцеплено, пожарные тушили огонь. В настоящий момент Сергей Бабинец (на фото) и другие члены мобильной группы в безопасности. Этому предшествовала цепь громких событий.

В ночь на 4 декабря боевики совершили атаку на Грозный. Большинство погибших - сотрудники правоохранительных органов Чечни. Огнем были повреждены многие здания, сильнее всего пострадал Дом Печати, который боевики использовали как опорный пункт. 10 нападавших были убиты. По сообщениям чеченских властей, все они были жителями республики.

5 декабря Рамзан Кадыров фактически заявил о введении коллективной ответственности для родственников боевиков. Глава Чечни говорил о необходимости выдворять из республики семьи боевиков и сносить их дома.

6 и 7 декабря из Чечни поступили сведения о сожжении домов и изгнании их жителей.

9 декабря Глава Комитета против пыток Игорь Каляпин обратился в Генеральную прокуратуру и Следственный комитет РФ с просьбой проверить законность высказываний Кадырова и в случае выявления признаков преступления решить вопрос о возбуждении уголовного дела.

Правозащитник, в частности, ссылался на статью 49 Конституции РФ, согласно которой "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". "Привлечение же лица к уголовной ответственности лишь за сам факт родства с преступником российским законодательствам исключено".

Игорь Каляпин подчеркнул, что глава республики не может устанавливать ограничения прав граждан, не предусмотренные законом и противоречащие Конституции, и что такое ограничение создает опасный прецедент.

11 декабря 2014 года Рамзан Кадыров подтвердил свое заявление относительно ответственности родственников и добавил: "В Чечне защитой прав человека занимаюсь я". Кадыров сообщил, что имеет информацию от "компетентных органов" о передаче денег боевикам "человеком по фамилии Каляпин". Деньги, по словам Кадырова, поступили от западных спецслужб. "Нужно проверить, не об этом ли Каляпине идет речь", - сказал Кадыров.

В тот же день на пресс-конференции в Независимом пресс-центре двое неизвестных молодых людей в черных вязаных шапках попытались с криками сорвать мероприятие и забросали яйцами выступавших правозащитников, рассказывавших об уничтожении домов в Чечне. Среди последних были Светлана Ганнушкина ("Гражданское содействие"), Александр Черкасов ("Мемориал"), Татьяна Локшина (Human Rights Watch) и Игорь Каляпин из Комитета против пыток.

"У всей этой ситуации есть плоскость де-юре. Совершать насильственные действия призвал человек, обладающий очень значительными полномочиями. Когда генерал полиции, руководитель региона делает такие заявления, это влечет за собой его ответственность как должностного лица." – подчеркнул в своем выступлении на пресс-конференции Игорь Каляпин.

"Совершенно очевидно для всех, что нападение боевиков – это страшное событие, и никто этого не поддерживает. Но нарушение закона представителями государственной власти – это гораздо более страшная вещь. Из чего он исходит? Из концепции коллективной ответственности. А это логика террористов. Реакции на произошедшее со стороны государственной власти нет. Значит, что эта логика поддерживается? Безусловно, нужно бороться с терроризмом, нельзя, чтобы эта идеология распространялась и на власть", – отметила в ходе пресс-конференции правозащитник Светлана Ганнушкина.

13 декабря 2014 года в Грозном прошел митинг, на котором присутствовали официальные лица Чечни и представители духовенства. На митинге звучали слова в поддержку чеченских властей. Помимо прочих, в толпе были заметны плакаты с надписями "Нет беспределу лживых правозащитников", "Рамзан!!! Огради нас от "долларовых" правозащитников!" и "В.В.Путин! Отправьте "каляпинцев" к своим хозяевам!" и тому подобные.

После митинга активисты Сводной мобильной группы в Чечне подверглись преследованию, а затем их офис подожгли. Игорь Каляпин приводит хронологию дня со ссылкой на своего коллегу (старший смены Сводной мобильной группы Сергей Бабинец):

"14:51 К офису Сводной мобильной группы подошли трое мужчин, один с пистолетом. Пообщавшись с соседями, они ушли.

Примерно в 18:00 ... (мы) приехали в офис и нашли запись, где к нам приходили эти люди. Было принято решение уезжать на запасную квартиру.

В это время в подъезд пришли ещё три человека, один, который приходил в обед, и двое других – пожилая женщина с какими-то документами и пожилой мужчина.

В 19:44 они вышли из подъезда, спустя несколько минут сели в автомобиль "Приору" и уехали.

Мы тут же вышли из дома и поехали на запасную квартиру. Неподалёку от неё мы заметили слежку. Это была серебряная "Приора".

Мы около 20 минут пытались оторваться, в один момент мы увидели, что в "Приоре" сидят молодые люди кавказской внешности, 5 человек в масках (платки на лицах закрывают рот и нос). Оружия у них мы не видели.

В итоге, в 19:57 мы приехали в отель "Грозный сити", где вошли в холл и встретились с журналистами "Аль Джазиры".

Спустя 20 минут приехал Апти Алаутдинов, мы с ним говорили около 30 минут, после чего он уехал.

Примерно в 21.20 нам сообщили, что наш офис горит".

Фото 'Эхо Москвы'

Сергей Бабинец комментирует:

"...Никогда ни мы, ни наш руководитель Игорь Каляпин, никогда ни случайно, ни намеренно не говорили ничего, что оправдывало бы действия террористов или бросало бы тень на память тех полицейских, которые в ночь с 4 на 5 декабря встали на защиту Грозного от террористической атаки. Но мы всегда говорили, что отвечать за преступления должны преступники, а не те, кого власти легче всего достать. В данном случае кое-кому в Чечне, кому мешает работа наших юристов, захотелось воспользоваться ситуацией и направить гнев, боль и ярость людей, потерявших своих близких, на нас. То есть, банально свести счеты, устранить неудобную для власти организацию, воспользовавшись ситуацией. Именно поэтому на протяжении нескольких последних дней здесь нагнеталась истерия в отношении нас, лились потоки клеветы и абсурдных обвинений".

По информации портала "Медиазона", заместитель главы МВД Чечни Апти Алаудинов объявил, что полиция не может обеспечить правозащитникам безопасность на территории Чечни, и сейчас решается вопрос об эвакуации сотрудников "Комитета против пыток" из республики.