Александр Черкасов: Необоримая обратная сила
Александр Черкасов, председатель Совета Правозащитного Центра "Мемориал", Москва: Сегодня, 12 сентября 2014 года, Московский городской суд рассмотрел апелляционную жалобу Правозащитного центра "Мемориал" на решение Замоскворецкого районного суда.
23 мая 2014 года районный суд отказал нам в жалобе на вынесенное еще 29 апреля 2013 года прокурорское представление, понуждавшее нас зарегистрироваться в качестве "иностранного агента". Сегодня Мосгорсуд подтвердил этот отказ.
Судебное заседание, длившееся почти час, открыло для нас много нового.
Председательствующий судья сходу начал обсуждать списки политзаключенных, которые ведет и публикует ПЦ "Мемориал", но о которых ни словом не обмолвилась прокуратура в своем "представлении" и о которых не было речи в суде первой инстанции.
Прокурор, а за ним и председательствующий, упорно путали руководителя проекта ОВД-Инфо Григория Охотина и руководителя программы помощи политзаключенным Сергея Давидиса, приписывая дела и показания первого – второму.
Городской суд проигнорировал решение Конституционного суда, который 8 апреля 2014 года ясно указал, что организация не несет ответственность за деятельность своего члена в личном качестве (или в рамках другой организации).
Мы узнали, что отчитываться перед грантодателем – значит действовать в его интересах, что "ставить под сомнение действия властей" – значит заниматься политической деятельностью, что информировать общество о политических репрессиях – значит подстрекать людей.
Мы впервые видели прокурора, доказывавшего, что прокурорское представление – "филькина грамота", ничего не значащая бумажка, необязательная для исполнения и не могущая нарушить чьи-либо права.
Мы, наконец, узнали много нового о свойствах времени – о том, что полученный в 2013 году грант мог как-то повлиять на массовые манифестации 2011-2012 годов.
Впрочем, прокуратура с самого начала использовала в своем "представлении" факты и события, имевшие место до 21 ноября 2012 года, до дня вступления в силу "агентского" закона.
Нам наглядно доказали, что прокурорское "представление" может быть законным и обоснованным только в мире, отрицающем законы человеческие и физические, включая закон причинности. Может быть, в том искаженном мире мы и можем быть чьими-то "агентами".