В Москве открылась выставка Джеймса Хилла "Беслан". Репортаж и фото HRO.org

Десятилетие бесланской трагедии не было отмечено большим вниманием общественности. В Москве жертвам теракта, произошедшего в Северной Осетии 1 сентября 2004 года, было посвящено, пожалуй, только два культурных мероприятия. Кроме арт-проекта в галерее Марата Гельмана на "Винзаводе", о котором портал HRO.org уже рассказывал, это фотовыставка Джеймса Хилла "Беслан" в Сахаровском центре.

Джеймс Хилл – фотожурналист-международник, лауреат Пулитцеровской премии и World Press Photo. С девяностых годов живет в Москве, работал в Италии и на Ближнем Востоке, в Афганистане.

Первые фотографии в школе №1 Беслана были сделаны Джеймсом Хиллом 15-го и 16 сентября 2004 года. Потом фотограф возвращался в Беслан еще несколько раз.

На открытии экспозиции, состоявшемся 4 сентября 2014 года, присутствовали один из кураторов проекта Александр Сорин, директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова Сергей Лукашевский и сам Джеймс Хилл.

Как отметил, в частности, Сергей Лукашевский, эта выставка – прежде всего дань памяти тем людям и событиям, о которых забывать нельзя. Неслучайно в работах Джеймса Хилла нет сцен штурма и эвакуации раненых. Он сдержан, но от этого не менее выразителен. Пустые коридоры и разоренные классы, надписи на стенах и брошенные вещи погибших, кладбище, где похоронены жертвы, потрясают ничуть не меньше.

Выставка Джеймса Хилла "Беслан". Фоторепортаж Веры Васильевой

 


Еще свидетельства – воспоминания самих бывших заложников о каждом из трех дней, проведенных в школе. Они зафиксированы на бумаге и развешаны в виде плакатов рядом с фотографиями.

"1 сентября.

Мама подошла к нам и села. Мы сразу стали расспрашивать ее, что будет, отпустят нас или нет, всех одолевал страх. Мама говорила очень спокойно, что все будет хорошо, что нас спасут. Хотя я смотрела на нее, и понимала, что даже мама не знает, чем все кончится, но она просто успокаивала нас, как своих учеников, как детей.

Агунда Ватаева".

"2 сентября.

С плакатов, висящих на стене, нам улыбались спортсмены: боксеры, баскетболисты и бодибилдеры. Пока Мади была "в туалете", я отвлекала Дзамбика разговорами о футболе – это его страсть. Потом пошла сама и наконец пила воду. Ничего вкуснее, приятнее, сытнее этой воды я не пробовала в своей жизни. И мне тогда было совершенно все равно – отравлена она или нет.

Агунда Ватаева".

"3 сентября.

Потом Они заставили заложников выставить в окна (а в столовой они были еще и прикрыты решетками) детей, чтобы те махали солдатам тряпками и кричали, что тут заложники, чтобы наши не стреляли.

Агунда Ватаева".

В выставочном зале звучит траурная музыка. Эту грустную и пронзительную мелодию написал итальянский композитор и дирижер Джованни Аллеви специально в память о бесланской трагедии. Она называется "Foglie di Beslan".

На экране, висящем на одной из стен – бегущие строки длинного списка заложников: фамилия, имя, дата рождения. И, очень часто, лаконичная справка: "Погиб" или "Убита". Всего боевики захватили 1128 заложников. В результате теракта и спецоперации по освобождению погибли 334 человека, 186 из которых были детьми. 810 человек получили ранения.

Хотя официальное расследование теракта завершено, вопросы у родных и близких жертв, а также у неравнодушной части общества остались. Между тем в этом году истек десятилетний срок давности привлечения к ответственности лиц, отвечавших за штурм и эвакуацию, установленный Уголовным кодексом РФ.

Выразить свое сострадание погибшим и пострадавшим любой посетитель выставки может символическим действием: прикрепив к стене одного или нескольких бумажных ангелов, которые лежат недалеко от входа на экспозицию. Таких же ангелов с именами погибших жители Беслана после трагедии вешали в разрушенном спортивном зале, где террористы удерживали заложников.

Выставка в Сахаровском центре продлится до 21 сентября. Она работает в зале сменных экспозиций ежедневно с 13:00 до 20:00, кроме понедельников и вторников. Вход свободный.