Суд удвоил компенсацию пострадавшему от незаконных действий полиции

2 сентября 2014 года Оренбургский областной суд изменил решение суда первой инстанции в части размера компенсации морального вреда Сергею Иванову, который был жестоко избит сотрудником полиции Олегом Литвишко в марте 2012 года.

Коллегия судей областного суда увеличила эту сумму в два раза – за перенесенные страдания Сергей получит от государства триста тысяч рублей.

В марте 2012 года в оренбургское отделение "Комитета против пыток" за помощью обратился местный житель Сергей Иванов, который сообщил правозащитникам, что 14 марта 2012 года его жестоко избил сотрудник полиции. Впоследствии Сергей был прооперирован, и ему была удалена селезёнка.

25 марта 2013 года в Дзержинском районном суде города Оренбурга был оглашён приговор в отношении полицейского Олега Литвишко.

Суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного п. "а" и "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия, повлекшее тяжкие последствия), и приговорил его к 3 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима.

20 мая того же года коллегия Оренбургского областного суда по уголовным делам оставила этот крайне мягкий приговор без изменения.

Позднее и кассационная жалоба правозащитников на это судебное решение была отклонена Президиумом Оренбургского областного суда.

После вступления приговора в отношении Олега Литвишко в законную силу, юристы Комитета против пыток, представляющие интересы Сергея Иванова, подали иск о компенсации морального вреда.

12 мая 2014 года Ленинский районный суд Оренбурга лишь частично удовлетворил исковые требования пострадавшего оренбуржца и присудил ему в качестве компенсации морального вреда сто пятьдесят тысяч рублей при заявленной сумме иска более трех миллионов рублей.

Не согласившись со столь низкой суммой компенсации, несоразмерной тяжести причиненного вреда и не соответствующей практике Европейского суда по правам человека, юристы Комитета против пыток подали апелляционную жалобу на это решение суда.

В ходе ее рассмотрения правозащитники привели суду веские аргументы в пользу увеличения размера компенсации.

Так, согласно судебно-медицинской экспертизе, Иванову "был причинён тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, выразившейся в тупой травме живота с разрывом селезёнки (с последующим её удалением), сопровождающейся кровоизлиянием из веточки короткой желудочковой артерии, …переломе 9-го ребра слева, кровоподтёка в области левого глаза".

Помимо этого юристы Комитета против пыток, в частности, сослались и на позицию Верховного Суда РФ о необходимости соблюдения международных норм и учёта решений Европейского суда по правам человека, предоставив несколько примеров из его практики, где суммы компенсаций в аналогичных случаях гораздо выше.

"Конечно, компенсация в триста тысяч рублей – это тоже не очень большое утешение для человека, пережившего то, что испытал Сергей: за серьезный вред здоровью, за несколько часов нестерпимой боли, за страх за свою жизнь, за переживания о своей жене и ребенке, которые могли остаться без кормильца, в конце концов, за истязания и унижение от сотрудников правоохранительных органов, которые должны ограждать граждан от преступлений…

Да и как измерить всю боль физических и глубину нравственных страданий? – комментирует решение областного суда руководитель регионального отделения МРОО "Комитет против пыток" Тимур Рахматулин.

– Однако все же радует, что Оренбургский областной суд, тем не менее, вдвое увеличил размер компенсации, которую присудили в районном суде, хоть как-то приближая нас в этом отношении к европейским стандартам".