Россия выплатит компенсацию ВИЧ-позитивному осужденному за бесчеловечные условия транспортировки

Страсбургский суд, рассмотрев дело осужденного Сергея Тарасова (имя и фамилия изменены) против России, признал нарушения статей 3 (Запрет бесчеловечного и унижающего достоинство обращения) и 13 (Отсутствие эффективных средств правовой защиты) Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В связи с этим ЕСПЧ обязал Россию выплатить мужчине 17,5 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и 1,35 тысяч — на судебные расходы.

Об этом сегодня сообщает Межрегиональная правозащитная Ассоциация "Агора" со ссылкой на адвокат, правового аналитика Ирину Хрунову, которая представляет интересы пострадавшего.

В 2007 году в Москве суд признал Сергея Тарасова виновным в сбыте наркотиков и приговорил его к 10 годам лишения свободы. В ходе судебного разбирательства мужчину регулярно привозили из следственного изолятора в суд и обратно. На транспортировку уходило от 3,5 до 6,5 часов.

По словам мужчины, он находился в отсеке тюремного фургона, размеры которого составляли 0,7 на 0,7 на 1,6 метра. Стоять было невозможно, и поэтому Тарасов вынужден был ехать в сидячем положении. После заседания осужденных привозили в специальный изолятор, где они ожидали распределения по транспорту. В автомобиле выключался двигатель, и, следовательно, не работала вентиляция, отсутствовали свет и отопление — особенно тяжело приходилось зимой, в 25-градусный мороз. Осужденным не разрешалось сходить в туалет.

В мае 2008 года мужчину этапировали в исправительную колонию, расположенную в Мордовии. Он указал, что размер купе вагона, где он ехал с 12 осужденными, равнялся 2,9 квадратным метрам. Им приходилось пользоваться пластиковой бутылкой, потому что никого не выпускали в туалет. Все курили, за исключением Тарасова, подвергавшегося воздействию вторичного табачного дыма.

Европейский суд также подчеркнул, что российские власти не выполнили свои обязательства предоставить необходимую медицинскую помощь мужчине. Несмотря на диагноз "ВИЧ", врачи не контролировали состояние здоровья осужденного и на длительное время прекратили лечение без достаточных медицинских показаний для этого.

ЕСПЧ считает, что отсутствие адекватной медицинской помощи вызвало очень серьезный риск для здоровья Тарасова и должно было причинить ему душевные страдания, унижающие его человеческое достоинство.