Не ждите, когда за вами придут

Read this article in English

Мария Каневская, к.ю.н., директор "Ресурсного правозащитного центра" в Санкт-Петербурге: Вчерашнее решение Конституционного суда явилось отправной точкой для начала возможных дальнейших репрессий в отношении наиболее активных НКО.

Печально, что Конституционный суд РФ не обратил внимание на то, что закон "об иностранных агентах" по мимо права на объединение затрагивает следующие конституционные права, такие как:

  • свободу слова, включая свободу распространять информацию любым законным способом (статья 29 Конституции Российской Федерации);
  • свободу научного творчества (статья 44 Конституции Российской Федерации);
  • равенство всех перед законом и судом (статья 19 Конституции Российской Федерации);
  • запрет произвольного ограничения прав и свобод гражданина (статья 55 Конституции Российской Федерации).

Не думаю, что это был "максимум" того, что Конституционный суд мог решить. В целом для сектора – это проигрышное решение. Да, речь идет о пересмотре ряда дел (например, в отношении руководителя Ассоциации "Голос"), снижении штрафов, но в целом для третьего сектора глобального улучшения нет, поскольку закон не будет отменен или пересмотрен. Конституционный суд РФ сегодня "наступил на горло" правам человека в России.

Исходя из постановления Конституционного суда РФ, можно сделать вывод, что, если некоммерческая организация проводит митинг в поддержку решения, принятого правительством, она не считается участвующей в политической деятельности, тогда как проведение митинга против указанного решения или с целью его изменения, автоматически делает такую деятельность политической.

Следовательно, введенное правовое регулирование вводит различный правовой статус для некоммерческих организаций в зависимости от их лояльности по отношению к политике государства, то есть фактически в зависимости от тех убеждений, которых придерживаются организации.

При этом включение заявителя в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, является не просто формальностью, а налагает на организацию дополнительные, в том числе финансовые, обязанности: обязанность проводить аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности (абзац первый части 1 статьи 32 Закона "О некоммерческих организациях") с представлением аудиторского заключения в уполномоченный орган (абзац первый части 3 статьи 32 Закона "О некоммерческих организациях"), учащённое, по сравнению с иными некоммерческими организациями, и под угрозой санкции статьи 19.7.5-2 КоАП РФ предоставление отчётности в уполномоченный орган (часть 3 статьи 32 Закона "О некоммерческих организациях"), а также публикацию этой отчётности для всеобщего сведения (часть 3.2 статьи 32 Закона "О некоммерческих организациях"). Кроме того, в отношении некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, шире перечень оснований для проведения внеплановой проверки (пункт 4.6 статьи 32 Закона "О некоммерческих организациях").

Необходимо отметить также рекомендации Комиссара Совета Европы по правам человека, согласно которым требования к отчётности и к бухгалтерской отчётности должны быть одинаковыми для всех некоммерческих организаций, а любое продолжительное использование термина "иностранный агент" в законодательстве и практике по отношению к некоммерческим неправительственным организациям приведёт лишь к дальнейшему остракизму в отношении гражданского общества и окажет сдерживающее влияние на деятельность таких организаций (Заключение Комиссара Совета Европы по правам человека от 15 июля 2013 года о законодательстве Российской Федерации о некоммерческих организациях с учётом стандартов Совета Европы, CommDH(2013)15, §§ 78 и 80).

Собственно говоря, Конституционный суд РФ к моему великому сожалению утвердил стигматизацию некоммерческих организаций, получающих иностранные деньги, путем их выделения в категорию "иностранных агентов", определив, что словосочетании "иностранный агент" не содержит отрицательного контекста и лишены конституционно-правовых оснований".

На сегодняшний день решение Конституционного суда не возымело какого-то практического значения, поскольку 08 апреля 2014 года в городском суде Санкт-Петербурга состоялось рассмотрение апелляционной жалобы Антидискриминационного Центра "Мемориал" на решение Ленинского районного суда о признании организации "иностранным агентом" и оно не было удовлетворено.

Печально, но факт, что решение Венецианской комиссии, которое мы ожидали в октябре, затянулось, равно как и решение Европейского суда по правам человека по данному вопросу.

Вы знаете, когда мы открывали ровно 6 лет назад Федеральную прямую линию по правовой поддержке НКО 8-800-3333-068, не ожидали, что линия принесет такую практическую пользу российским НКО.

Главное что мы сделали – максимально подготовили организации к проверкам, а также консультируем их и защищаем в судах. Да, нам удалось выиграть "агентские суды" в отношении питерских организаций, однако дело АНО "Центр социальной политики и гендерных исследований" г. Саратова было проиграно и сейчас находится в Конституционном суде и, к сожалению, пока что не могу его комментировать, поскольку это может выглядеть как давление на суд.

В связи с этим я поддержу своих коллег и призываю некоммерческие организации быть проактивными и не ждать, когда за ними придут, – использовать все возможные законные средства защищать свои организации, а также обращаться за квалифицированной юридической помощью.

Однако нужно быть готовым к тому, что суды можно проиграть, поэтому в каждом конкретном случае решение может быть разным. Одинаковых дел нет.

Мария Каневская, к.ю.н., директор 'Ресурсного правозащитного центра' в Санкт-Петербурге

Мария Каневская, к.ю.н., директор 'Ресурсного правозащитного центра' в Санкт-Петербурге