Хьюман Райтс Вотч: Власти не оставляют попыток продавить исполнение "закона об иностранных агентах"

В верхней палате российского парламента прорабатываются поправки, направленные на изменение порядка регистрации "иностранных агентов", отмечает Хьюман Райтс Вотч. Предполагается предоставить Министерству юстиции право по собственному усмотрению включать ту или иную организацию в соответствующий реестр.

Как заявляет Хьюман Райтс Вотч, эта инициатива появилась на фоне новой волны наступления государства на свободу выражения мнений. Так, в нижнюю палату недавно внесен законопроект о запрете распространения "содержащей недостоверные сведения информации, умаляющей заслуги погибших при защите Отечества, авторитет Российской империи, СССР или Российской Федерации, их вооруженных сил". Обсуждаются предложения о дальнейшем ограничении свободы СМИ в интернете. В последнее время имели место блокировки оппозиционных сайтов и массовые задержания участников мирных протестных акций.

"Закон об иностранных агентах уже два года служит инструментом беспрецедентных гонений на независимые организации и активистов в России, – говорит Хью Уильямсон, директор Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Если нынешняя инициатива примет форму закона, то это может создать предпосылки для разгрома гражданского общества".

27 марта 2014 г. на встрече Владимира Путина с членами Совета палаты Совета Федерации председатель комитета по конституционному законодательству Андрей Клишас сообщил, что в его комитете прорабатываются поправки в законодательство о неправительственных организациях. По его словам, они призваны обеспечить исполнение требования законодательства о регистрации в качестве "иностранных агентов" всеми группами, которые получают финансирование из зарубежных источников и занимаются "политической деятельностью".

Нормы, действующие с 2012 г., обязывают такие группы регистрироваться в качестве "иностранных агентов" и публично обозначать себя таковыми, то есть фактически расписываться в том, что они являются проводниками иностранных интересов и шпионами. При этом понятие "политическая деятельность" трактуется законом настолько широко, что под нее можно подвести продвижение правовых и политических реформ, просветительскую деятельность и помощь жертвам нарушений.

Ни одна из гражданских групп пока добровольно не зарегистрировалась в соответствующем реестре, а попытки принуждения к регистрации оспариваются в судах – вплоть до Европейского суда по правам человека, на рассмотрении которого находится коллективная жалоба 13 российских правозащитных организаций. Заявители утверждают, что "закон об иностранных агентах" нарушает право на свободу ассоциации.

Разъясняя президенту существо прорабатываемых поправок, сенатор Клишас говорил о финансируемых из-за рубежа неправительственных организациях как о враждебных группах, которые обслуживают иностранные интересы, но не желают регистрироваться. Путин далее подчеркнул, что "нельзя оставлять лазейки тем, кто занимается не защитой интересов граждан Российской Федерации, а защитой интересов иностранных государств внутри самой России". Надо полагать, что предлагаемое наделение Минюста правом по собственному усмотрению вносить те или иные группы в реестр "иностранных агентов" как раз и должно закрыть эти "лазейки".

"Российские гражданские организации единым фронтом выступили против попыток правительства заставить их навесить на себя ярлык шпионов и предателей, – говорит Хью Уильямсон. – Теперь предполагается отдать это на откуп самому правительству".

В прошлом году, столкнувшись с резкой критикой "закона об иностранных агентах" со стороны международных и национальных правозащитных институтов, Владимир Путин неоднократно обещал скорректировать законодательство.

"Теперь ясно, что корректировка пойдет не в направлении отмены норм, противоречащим обязательствам России в сфере прав человека, а наоборот, в направлении их ужесточения", – отмечает Хью Уильямсон.

Президент в целом не возразил и на предложения Андрея Клишаса о дальнейшем ограничении свободы информации в интернете и об ужесточении санкций за неоднократное нарушение порядка проведения публичных мероприятий – вплоть до уголовной ответственности.

"Российские власти должны прекратить свое наступление на свободу выражения мнений, – говорит Хью Уильямсон. – Эти инициативы лишь уводят Россию еще дальше от соблюдения международно-правовых обязательств в области прав человека".