Росрегистрации мало ее безразмерных полномочий?
С новой инициативой выступила самарская Росрегистрация – она предложила Самарской губернской думе в качестве законодательной инициативы усилить полномочия ФРС. Если предложение будет принято, Росрегистрация сможет получать сведения об НКО, к которым до сих пор она доступа не имела.
Как сообщает Открытое информагентство, Росрегистрация жалуется на нехватку информации об учредителях НКО и других общественных организаций. Конечно, сейчас Росрегистрация имеет доступ к информации о финансово-хозяйственной деятельности НКО, она может запросить информацию об НКО у представителей налоговых, статистических госорганов и даже у банков. Но ФРС отмечает, что сталкивается с законодательным регламентом, ограничивающим сроки предоставления необходимой информации.
Инициатива самарской Росрегистрации уже вызвала негативную реакцию у гражданских активистов Самары. Правозащитница Людмила Кузьмина сообщила, что инициатива нечто иное, как “усиление контроля над гражданскими активистами и гражданскими организациями и желание иметь и демонстрировать этот устрашающий контроль гражданам”.
Кузьмина так видит новую инициативу на практике: “Получается, что МВД в частности в лице УБОП собирает свои папочки на гражданских активистов, ФСБ собирает такие папочки и устрашает ими гражданских активистов, теперь и УФРС захотела для собственной солидности и устрашения гражданского общества собирать такие папочки. Для чего УФРС эти сведения? Как они будут их использовать? В каких случаях? Ведь будь нарушение законов России со стороны граждан, состоят ли они в учредителях НКО, не состоят ли - ими в этом случае будут заниматься соответствующие органы. Тогда зачем эти сведения для УФРС? Подлинность паспортных данных всегда можно уточнить через соответствующие органы. Кажется очень странным, что в век повсеместной информатизации, государственные органы государства не имеют возможности взаимодействовать друг с другом в получении информации без непременного закрепления этого взаимодействия законом”.
Рамиль Ахметгалиев, адвокат, правовой аналитик Межрегиональной правозащитной Ассоциации "Агора":
Бедные сотрудники Росрегистрации: обижают их представители других госорганов, и полномочий им не хватает. А для чего им полномочия по сбору и хранению оперативной информации?! Например, данные по людям и организациям, занимающимся отмыванием и легализацией денег, имеются на официальном сайте Росфинмониторинга, и у всех представителей государственных органов к этому списку есть свободный доступ. Что мешает Росрегистрации получать информацию там?
А для чего нужны полномочия ФРС по получению сведений из правоохранительных органов об осуждении человека по преступлениям экстремисткого характера? У них ведь только оперативная информация, а решения судов хранятся в самом суде.
Зачем Росрегистрации, которая в принципе должна оказать содействие в деятельности НКО, полномочия оперативного характера? Такие инициативы, направленные в первую очередь, на сбор оперативной информации, ее хранение и использование, лишний раз доказывают, что ФРС является карательным органом для НКО. Все эти их "добрые инициативы" по исключению двух-трех строк из отчетности НКО - это пыль в глаза. Разве можно назвать послаблением режима в отношении НКО исключение из отчетности этих нескольких строчек и одновременное получение дополнительных функций фактически оперативного характера?
Да и зачем концентрировать эти функции в одном органе?! Эти функции итак осуществляют другие соответствующие органы, а концентрация власти лишь приведет еще к более жесткому контролю за НКО. Вспоминая прошлогоднюю известную фразу руководителя ФРС Сергея Васильева о том, что "сейчас все, кому не лень, регистрируются и существуеют!", можно сказать в ответ: "Сейчас НКО все, кому не лень, контролируют и проверяют".
Инициатива же именно самарских избранников по установлению сроков исполнения запросов ФРС налоговыми органами в пятидневный срок вызывает улыбку. Так, по делу "Голоса" в Самаре представители Росрегистрации, начиная с июня 2007 года после включения организации в план проверок до судебного рассмотрения в течение почти полугода даже не удосужились направить запрос в налоговой орган, пока это не сделал сам суд по нашей инициативе. А ведь именно непредставление налоговых отчетов являлось одним из оснований для подачи в суд иска о ликвидации самарского "Голоса".