Началось: досудебная блокировка интернет-сайтов в РФ

запретВ России вступили в действие поправки в закон "Об информации", регламентирующие досудебную блокировку сайтов "за экстремизм". В первый же день действия закона, 1 февраля, Роскомназдзор заблокировал четыре сайта, в том числе и "Живой Журнал".

 

Об этом 3 февраля 2014 года сообщает Би-би-си.

"Заблокированные ресурсы распространяли социально опасную информацию, представляющую угрозу для общества и личности", - говорится на сайте Роскомнадзора.

Сервис блогов Livejournal 1 февраля 2014 года был внесен в единый реестр противоправной информации, однако администрация "Живого Журнала" вскоре закрыла доступ к блогу, ставшему причиной блокировки, после чего Livejournal.com был исключен из реестра.

В администрации "Живого Журнала" пояснили, что Роскомнадзор в своем запросе потребовал закрыть доступ ко всему дневнику, а не к отдельной записи.

Тот факт, что в субботу у некоторых пользователей интернета был недоступен весь сервис, в администрации "Живого журнала" объяснили техническими причинами.

С их слов, это связано с тем, что многие операторы связи получили предписание прокуратуры о блокировке блога раньше, чем сотрудники сервиса. А у некоторых из операторов (по их словам) "нет соответствующего оборудования для блокировки отдельных страниц, поэтому они могут блокировать только весь сайт".

Противоречия

Согласно поправкам, вступившим в действие первого февраля, Роскомнадзор может блокировать "распространение призывов к противоправным действиям", не дожидаясь решения суда, как это было ранее.

Принятый Госдумой закон был подписан президентом Владимиром Путиным в конце декабря 2013 года.

Для блокировки ресурса достаточно запроса Генпрокурора или его заместителей. Ресурс будет заблокирован до тех пор, пока владелец не удалит запрещенный контент.

В списке причин для блокировки значатся "экстремизм, терроризм, разжигание межнациональной и межконфессиональной розни и массовые беспорядки".

На последнее особо обращают внимание эксперты, предполагая возможные злоупотребления со стороны запретителей.

До сих пор досудебная блокировка осуществлялась только в отношении сайтов с детской порнографией, информацией о суициде, наркотиках и с контентом, который нарушал авторские права.

Российская ассоциация электронных коммуникаций ранее указывала, что, согласно российским законам, информационные материалы могут быть признаны экстремистскими только на основании решения суда. Теперь – положение о досудебном решении Генпрокурора.

В президентском Совете по правам человека серьёзно раскритиковали принятые поправки. По мнению членов СПЧ, этот закон не создает гарантий от злоупотреблений и может привести к нарушению прав многих пользователей.

По мнению правозащитников, данный закон противоречит уже действующему закону "О противодействии экстремистской деятельности", а также не учитывает особый статус сетевых СМИ.

"Пробный шар"

Также правозащитники подчеркивали, что "блокирование доступа к любой социальной сети неизбежно приведет к нарушению прав миллионов пользователей, которые не имеют никакого отношения к распространению информации, послужившей основанием для блокировки".

По мнению известного блогера и интернет-эксперта Антона Носика, в случае с записью в ЖЖ, единственным правильным решением, не нарушающим права пользователей, было бы ограничение доступа только к конкретной записи.

Однако "Живой Журнал" заблокировал доступ ко всему блогу для пользователей с российскими IP-адресами.

"Трудно избавиться от ощущения, что субботние прокурорские запросы (которых, по утверждению Роскомнадзора, поступило сразу четыре) являлись неким пробным шаром для обкатки на практике механизмов, прописанных в 398-ФЗ.

Текстом закона предусмотрено, что связисты сперва блокируют ресурс, в отношении которого они получили запрос, на уровне операторов связи, и только потом приступают к выявлению владельцев и хостеров площадки", - написал в своем ЖЖ Антон Носик.

Публицист Илья Мильштейн рисует на "Гранях" пессимистическую картину: "Самое же принципиальное отличие нового закона от всех ему подобных заключается в том, что его невозможно оспорить в суде. Этот взбесившийся принтер действует в автономном режиме: генпрокурор возбудился – Роскомнадзор временно "убил" сайт. Случай с Живым журналом, старейшим, весьма содержательным и до сих пор популярным средством коммуникации, – это первый сигнал, демонстрация силы, и не случайно именно ЖЖ оказался первым в списке..."