Игорь Эйдман о "Мемориале"
Я думаю, что преемственность того и нынешнего "Мемориала" достаточно условна. Тот по факту создавался, как политическая антикоммунистическая организация. Именно так его рассматривали мы, провинциальные активисты в Нижнем Новгороде.
Судя по общению с некоторыми лидерами "Мемориала", они его рассматривали примерно в этом же ключе (Игрунов, например). Сталинские репрессии были скорее поводом. Хотя отдельные участники, например, я, этой темой интересовались серьезно. Сегодня "Мемориал", как я понимаю, скорее правозащитный центр. Это совсем другая история.
Достижения – реальная правозащитная деятельность. Поражение – "Мемориала" жертвам репрессий, в том виде, как это нам всем грезилось в 1989 году, не было и нет.
Среди основных задач "Мемориала" сегодня – быть мощным правозащитным центром. Кроме того, наверное, есть необходимость в том, чтобы в нашей стране был серьезный исторический исследовательский центр, занимающийся проблемами репрессий в советское время.
Пока "Мемориал" в этом качестве, мне кажется, работает недостаточно эффективно. Например, есть ощущение, что "мемориальские" исследования масштаба репрессий направлены на поддержание старых мифов, а не на выяснение истины.