Правозащитники требуют прекратить дискриминацию цыганских детей

Накануне Международный дня цыган Антидискриминационный центр «Мемориал» провел в Санкт-Петербурге пресс-конференцию, посвященную правам цыганских детей.

 

 


Одной из серьезных проблем, как отметили участники пресс-конференции, является отсутствие у цыган регистрации по месту жительства. Это порождает целый комплекс проблем для детей. В частности, без "прописки" цыганских ребят часто не принимают в школы. По словам правозащитников, это незаконно.

"Любой чиновник, будь-то директор школы, начальник паспортного стола, конечно, может принять решение в пользу людей, не нарушив при этом закон, как правило, но нарушив какую-нибудь инструкцию", - пояснила руководитель программ АДЦ "Мемориал" Стефания Кулаева.

В качестве примера она привела разговор между двумя директорами школ: "Один директор говорил, что не возьмет ребенка без свидетельства о рождении и регистрации по месту жительства. А другой сказал, что предпочитает нарушить инструкцию, требующую на каждого ребенка определенный список документов, но не будет нарушать закон "Об образовании". Потому что по закону есть обязанность учить всех детей, родные которых с этой целью обратились в учебное заведение" - отмечает «Кавказский узел».

"Когда мы слышим на местах отказы в приеме в школы цыганских детей, то часто они являются проявлением робости перед нарушением каких-то правил, которые не являются законом. В конечном счете, те, кто нарушает инструкции, оказываются правы, - уверяет Кулаева. - Например, в Петербурге недавно была прокурорская проверка на предмет того, чтобы все дети учились в школе, независимо ни от чего".

Директор АДЦ "Мемориал" Ольга Абраменко коснулась в своем выступлении на пресс-конференции поправок в закон "Об образовании". В нем появилось понятие "преподавание на родном языке", но оно "абсолютно не раскрыто".

"Мемориал" представил журналистам свою многостороннюю программу обучения цыганских детей. "Цыганские дети должны получать обязательное дополнительное обучение русскому языку, - уверена Стефания Кулаева. - Сейчас их учат по такой же программе, как и русскоязычных детей, хотя многие из них не знают русского языка".

"С другой стороны, - продолжает Стефания Кулаева, - мы сторонники воплощения в жизнь принципов Европейской рамочной конвенции по правам национальных меньшинств, которая рекомендует детям, хотя бы частично, начальное образование получать на родном языке. Это очень сложно - огромная нехватка специалистов по языкам".

Власти, по словам Кулаевой, пока не пришли к этой программе сами, что "было бы желательно и правильно". "Поэтому эти инициативы пока что общественные, но некоторая поддержка имеется. В частности Минобразования в Москве создало что-то вроде исследовательского института по языкам малых народов. Мы пытаемся с ними сотрудничать, по крайней мере, передавать им свои идеи и разработки", - сказала она.

Также "мемориальцев" поддерживает шведская общественная организация "Спасите детей", которая имеет наработки по ликвидации дискриминации в сфере образования. Вместе с этой организацией с января 2008 года АДЦ начал новый проект "Преодоление сегрегации и языковой дискриминации учеников цыганской национальности в школах".

В рамках указанного проекта 2-3 февраля прошла крупная конференция, в которой приняли участие специалисты по разработке языковых методик, чиновники системы образования, учителя, преподающие в цыганских классах из разных городов России: Липецка, Рязани, Тулы, Волгограда, Пензы, поселка Осельки Ленинградской области, специалисты в области прав человека. В итоге, в этом году АДЦ "Мемориал" намерен разработать пособия для учителей, обучающих цыганских детей.

Педиатр и психотерапевт Илья Бердышев, много лет работающий с детьми в "Мемориале", затронул на пресс-конференции вопросы здоровья цыганских детей, начиная с недоедания и неправильного питания до проблемы "чрезвычайно ранних браков".

О положении жителей компактных цыганских поселений, их жилищных проблемах, проблемах с регистрацией по месту жительства и вытекающих из них рассказал юрист АДЦ "Мемориал". В частности, он говорил о положении в Иванове, где год назад был снесен большой цыганский поселок, в котором жило две сотни детей. До сих пор жители ликвидированного поселка не нашли нормального пристанища.

Сама Кулаева обозначила в общем положение с правами ребенка в России, расскала о Конвенции ООН по правам ребенка. В частности, она пояснила, что согласно конвенции, ребенок должен участвовать в своей судьбе. По ее словам, в России, как на уровне государства, так и на уровне семьи такое право ребенка повсеместно не соблюдается.

Стефания Кулаева в одном из предыдущих интервью корреспонденту "Кавказского узла" указала на еще одну серьезную проблему цыганского общества. "Несмотря на то, что цыганское общество четко организовано и всем управляет барон, структура действует только на уровне общины, не выходя вовне. Сегодня и профессиональные НПО в России выживают с трудом. К сожалению, национальные организации имеют еще меньше шансов. Часто руководители этих организаций не представляют, что конкретно они хотели бы и могли бы сделать для своей общины, где найти средства для своей работы. И поэтому на юге России цыганские организации находятся в стадии становления и развития, они нуждаются в поддержке как в финансовой так и в организационной, как и всем НПО им трудно в новых условиях работать", - сообщила Стефания Кулаева.

Как подчеркивает правозащитница, по решению ОБСЕ все страны-участники ОБСЕ должны принять план действий по проблемам цыган. В России такой план должен быть разработан Министерством регионального развития. "У нас есть надежда, что в случае принятия этого документа в поле зрения властей попадут реальные проблемы цыган. В этом случае власти регионов не смогут игнорировать массовое нарушение прав цыган", - выразила надежду Стефания Кулаева.

АДЦ "Мемориал" призывает российские власти обратить внимание на трудную ситуацию жителей компактных цыганских поселков. Особенную тревогу вызывает положение цыганских детей: они живут в бедных поселках, в антисанитарных условиях, страдают от холода и голода, иногда не учатся вовсе или учатся в школах, где условия обучения для цыган часто заведомо хуже, чем для других детей.