Захват офиса Движения "За права человека"

Центральная тема давления на правозащитников – пресловутый закон «об иностранных агентах», прокурорские проверки и судебные процессы над гражданскими активистами – в последние дни была отодвинута на задний план публикациями о скандальном выселении Движения «За права человека» из его офиса.

 

Само движение охарактеризовало выселение как «рейдерский захват» и «штурм». Операция по выселению активистов началась днем в пятницу 21 июня и достигла кульминации в пол-третьего ночи. Как сообщил исполнительный директор движения «За права человека» Лев Пономарев, представитель департамента имущества Москвы заявил о расторжении договора аренды, что явилось неожиданностью для правозащитников. Пономарев утверждает, что никаких извещений о расторжении договора и, тем более, о выселении в тот или иной конкретный срок он не получал. Более того, по словам Пономарева, аренда помещения была оплачена до конца июля 2013 года.

ПОНОМАРЕВ. Руководитель движения «За права человека» особенно отмечал жесткий характер обращения с ним и его сотрудниками со стороны полиции и сотрудников ЧОП. В интервью «Радио Свобода», которое было опубликовано в день захвата офиса Движения, правозащитник сообщил, что его били по почкам, груди и голове. «Поволокли по земле, как куль с мукой... били ногами», – сказал Пономарев в интервью радиостанции «Эхо Москвы» двумя днями позже. На дверях офиса были сменены замки. Правозащитник обратился к мэру Собянину, чтобы тот дал возможность вынести из помещения документацию и оргтехнику. Департамент городского имущества дал активистам на это три дня. На вопрос корреспондента «МК», почему при назревавшем конфликте правозащитники не покинули помещение, а, наоборот, забаррикадировались внутри, Пономарев ответил: «Нет судебного решения! А выселять могут только приставы по решению суда».

ЛУКИН. Федеральный уполномоченный по правам человека приехал на место событий ночью 22 июня, но сотрудники полиции во главе с подполковником МВД не пропустили его. Лукин был вынужден разговаривать с теми, кто находился внутри здания, через окно. Он расценил произошедшее как грубое нарушение федерального закона об уполномоченном по правам человека. «Почему оказалось необходимо и возможно использовать МВД, ОМОН и так далее, явные элементы насилия... когда можно было легко решить эту проблему совершенно иным образом?» – сказал Лукин в интервью журналистам НТВ. Впоследствии первый замминистра МВД Александр Горовой принес официальные извинения омбудсмену за эпизод с недопуском того в офис, занятый правозащитниками. Лукин извинения принял, но посетовал, что полицейские оказались не в курсе существования должности Уполномоченного.

МУЗЫКАНТСКИЙ. Московский уполномоченный по правам человека прибыл на место событий до Лукина и попал в здание. Ему, однако, не удалось разрешить ситуацию. Музыкантский был в числе тех, кто переговаривался с Лукиным через окно, а затем покинул офис на Кисловском – еще до начала силовой акции.

МИТРОХИН. Лидер «Яблока» и кандидат в мэры столицы Сергей Митрохин оказался в числе тех, кто приехал в офис движения «За права человека» и находился там во время штурма. Митрохин описывает события в самых жестких и драматичных фразах: «На моих глазах эфэсбэшники, которые руководили операцией, тоже били людей. Огромный двухметровый верзила из ОМОНа скинул меня с лестницы», – фрагмент этого свидетельства «яблочника» опубликовала Gazeta.ru. Митрохин также пожаловался на то, что во время описанных событий у него отобрали iPad, которым он пытался фотографировать тех, кто руководил захватом помещения.

ПОЛИЦИЯ. Министерство внутренних дел немедленно открестилось от силовой акции: ОМОН лишь обеспечивал общественный порядок и безопасность. Непосредственными исполнителями были названы ЧОПовцы. Буквально через пару ней полицейские объявили результаты внутренней проверки: никаких нарушений полиция не допустила, за исключением эпизода с Уполномоченным по правам человека. По словам начальника Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка МВД России Юрия Демидова, в связи с конфликтом его ведомство получило 19 обращений и рассматривает их.

ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВА. На своем сайте Департамент городского имущества Москвы опубликовал сухой пресс-релиз, в котором события 21-22 июня названы «мероприятием по освобождению собственности города Москвы от незаконного арендатора». В интервью РБК daily первый заместитель и.о. руководителя департамента Екатерина Соловьева указала, что договор аренды истек еще в феврале и что ее ведомство предупреждало Движение «За права человека» о грядущем выселении.

ЧОП. Частное охранное предприятие называется «Спец-групп», и его сотрудники немногословны. Как говорили журналисты «Новой газеты», услышав вопрос по телефону, ЧОПовцы в офисе сразу бросали трубку. Упомянутый выше Юрий Демидов, выступая на президентском Совете по правам человека, заметил, что жалоб на ЧОП в полицию пока не поступало.

ПРОКУРАТУРА. Первый заместитель прокурора Москвы Александр Козлов заявил, что его ведомство проведет проверку действий всех участников конфликта: чиновников мэрии, сотрудников полиции и правозащитников. Во время силовой акции представители прокуратуры на месте не присутствовали.

ПРОХОРОВ. Вскоре после описанных событий бизнесмен-миллиардер и лидер «Гражданской платформы» Михаил Прохоров заявил, что, «каковы бы ни были юридические подоплеки», история с выселением правозащитников из офиса в Кисловском вызывает у него человеческое возмущение. Прохоров предложил Движению «За права человека» оплатить годовую аренду офиса. «Льва Пономарева я знаю лично и искренне ценю работу, которую он делает", – сказал бизнесмен. Лидер движения «За права человека» сообщил, что помощь примет.

СМИ. Скандал привлек внимание журналистского сообщества: во всех новостных колонках по тегам «права человека» выдавались новости о событиях вокруг правозащитного офиса. Корреспонденты НТВ были в самой гуще событий: они сопровождали представителей власти (что уже стало традицией). Впоследствии НТВ заявило о том, что правозащитники напали на журналистов и отобрали у них камеру. Полиция уже сообщила, что камеру обнаружили и вернут, как только закончится служебная проверка (как и митрохинский iPad – его владельцу). Сайт НТВ изобилует материалами с явно негативной оценкой действий правозащитников. В целом же обзор СМИ, в том числе онлайновых изданий, показывает, что журналисты вполне взвешенно и адекватно освещали конфликт.

КОЛЛЕГИ. «Международная Амнистия» широко распространила заявление об инциденте, назвав его «очередным ударом по НКО». МА также обратила внимание на похожую ситуацию с Воронежским домом прав человека. Московская Хельсинкская группа приняла в своем офисе часть сотрудников организации Льва Пономарева (тех, кто работал в Фонде защиты прав заключенных).

Лев Пономарев высказался в том духе, что борьба за покинутый офис не представляется ему задачей номер один: для организации гораздо важнее продолжать работу.

Имущественные споры сами по себе не новость, но выдворение арендатора с применением грубой силы, нанесением телесных повреждений и пренебрежением к законным требованиям омбудсмена – событие знаковое. Ни одна бумажка, никакая формальность не свидетельствует о том, что акция в отношении Пономарева и его коллег прямо связана с текущими прокурорскими проверками НКО и преследованием «иностранных агентов». Можно оценивать произошедшее как имущественный конфликт, вышедший за рамки здравого смысла. Но для самих НКО, пребывающих в ожидании «что дальше», эти действия чиновников формируют определенную модель негативного отношения, основанного на вседозволенности. Сегодня это знает уже каждый человек с дубинкой – не только полицейский начальник, но и простой ЧОПовец.