Опасная профессия: Aдвокаты на Северном Кавказе
Адвокат часто становится последним рубежом обороны для того, кому угрожают пытки и несправедливый суд на Северном Кавказе и в других регионах России. В то же время в связи со своей профессиональной деятельностью под удар попадают и сами адвокаты, говорится в докладе Amnesty International, опубликованном 21 марта.
Доклад "Лицом к лицу с несправедливостью: угрозы и давление на адвокатов на Северном Кавказе", рассказывает о преследованиях адвокатов, участвующих в уголовных процессах на Северном Кавказе – регионе Российской Федерации, где насилие со стороны вооруженных формирований вызывает со стороны властей жёсткие ответные меры, которые зачастую не принимают в расчет права человека.
"Свой долг – не допустить нарушений прав подзащитных – российским адвокатам приходится исполнять перед лицом системы уголовного правосудия, изначально нацеленной на вынесение обвинительных приговоров. Выполняя этот профессиональный долг перед подзащитными, адвокаты нередко берут на себя значительный риск", – заявил Джон Дальхизен, директор региональной программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
Для получения признательных показаний в России нередко применяются пытки. Адвокаты, пытающиеся не допустить самооговора и настаивающие на соблюдении прав подозреваемых, нередко воспринимаются как препятствие на пути осуществления правосудия, а не как важнейшая гарантия справедливости вынесенного решения.
"К сожалению, адвокаты на Северном Кавказе, которые борются за права своих подзащитных, нередко вынуждены работать в атмосфере устрашения, получать угрозы, становиться объектом физического насилия вплоть до убийств, а сотрудники правоохранительных органов, ответственные за эти нарушения, пользуются безнаказанностью".
На Северном Кавказе, регионе Российской Федерации, в который входят шесть республик – Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия и Чечня – а также Ставропольский Край, нападениям со стороны вооруженных формирований подвергаются представители силовых структур, члены местных администраций и мирные жители.
Российские власти должны обеспечивать безопасность местного населения, не выходя за рамки закона и при полном соблюдении прав человека.
Тем не менее, нередко приходится слышать о том, что сотрудники правоохранительных органов прибегают к пыткам и иным видам жестокого обращения с целью раскрытия преступлений. Также имеются сведения о насильственных исчезновениях и внесудебных казнях.
Отсутствие эффективного расследования подобных случаев со стороны российских властей еще глубже подрывает принцип верховенства права в регионе.
В этих условиях адвокат играет крайне важную роль, представляя жертву нарушений прав человека, либо отстаивая право на справедливый суд для того, кто обвиняется в участии в незаконном вооруженном формировании или иных преступлениях.
"Адвокат-защитник – это нередко единственное связующее звено между задержанным и внешним миром, это единственный, кто может засвидетельствовать пытки и потребовать соблюдения прав", – комментирует Дальхизен.
"Адвокаты, которые противостоят замкнутому кругу несправедливости на Северном Кавказе, часто сами становятся его жертвами".
Доклад, опубликованный сегодня, рассказывает о целом ряде случаев преследования, насилия и даже об одном убийстве, жертвами которых стали адвокаты.
В 2010 году дагестанский адвокат Сапият Магомедова была избита полицейскими, когда она пришла на встречу со своей подзащитной. После того, как она обратилась к властям с официальной жалобой и стала настаивать на объективном расследовании, уголовное дело было заведено против неё самой.
В декабре 2011 года адвокат в Нальчике серьезно пострадал в результате подозрительного дорожно-транспортного происшествия с участием полиции. Прямые угрозы поступали в его адрес и до, и после случившегося, а сам инцидент не был расследован полицией.
Адвокат Омар Саидмагомедов и его троюродный брат были убиты сотрудниками силовых структур на одной из улиц Махачкалы в Дагестане 20 января 2010 года. В официальных сообщениях это событие было представлено как ликвидация двух членов незаконного вооруженного формирования. Однако коллеги Саидмагомедова расценили случившееся как внесудебную расправу, а за попытки докопаться до правды сами столкнулись с проблемами.
"Адвокаты, представляющие тех, кто стал жертвой нарушений права человека со стороны сотрудников правоохранительных органов, сами сталкиваются с той же проблемой, что и их доверители – эффективные средства правовой защиты, необходимые чтобы установить и привлечь к ответственности виновных, не доступны ни их клиентам, ни им самим", – добавил Дальхизен.
"Членство в адвокатской палате и знание законов не дают преимуществ, если в деле замешаны влиятельные сотрудники правоохранительных органов. В результате господствует безнаказанность за нарушения прав человека".
"Российские официальные власти должны обеспечить адвокатам защиту и возможность свободно и безбоязненно исполнять свой профессиональный долг. Государству необходимо привлечь к ответственности всех допустивших насилие и другие злоупотребления в адрес адвокатов. Должны быть приняты все необходимые меры, чтобы адвокаты могли беспрепятственно защищать своих клиентов".