СК проверяет новые факты поборов в копейской колонии №6

Заявление Ассоциации "Агора" о новых фактах поборов в колонии №6 Копейска приобщено к материалам расследуемого уголовного дела и в настоящее время проверяется следственным путем.

Об этом сообщает Межрегиональная правозащитная Ассоциация "Агора" со ссылкой на заместителя руководителя отдела по расследованию особо важных дел Следственного управления Следственного комитета РФ по Челябинской области Евгения Овчинникова. Он также отметил, что полученные от юристов сообщения о поборах в других колониях Челябинской области были переданы в отдел процессуального контроля регионального СК. "Они разошлют по территориям, результат будет известен позже", - заявил Овчинников.

11 декабря юристы Ассоциации Агора направили руководителю Следственного управления Следственного комитета России по Челябинской области Павлу Чеурину информацию, поступившую на федеральную "горячую линию" о поборах в колониях 8-800-777-01-01, организованную правозащитниками после событий в копейской колонии. Из десятков обращений 7 касались колоний, расположенных в Челябинской области: 3 - ИК-6, остальные — колоний № 15 (г. Копейск, поселок Потанино), №9 (г. Бакал), №1 (Копейск) и тюрьмы №1 (г. Верхнеуральск). В заявлении о преступлении правозащитники попросили Следственный комитет провести проверку полученных фактов "и в случае подтверждения принять меры по возбуждению уголовных дел в отношении лиц, причастных к совершению преступлений".

Большинство позвонивших называли правозащитникам все свои контакты для связи со следователями и имена конкретных сотрудников колоний, которых родные осужденных обвиняли в поборах.

Так, сестра осужденного копейской колонии №6 рассказала, что в ноябре 2011 года сразу по приезде в учреждение с ее брата через родственников стали требовать 20 тысяч рублей на строительство церкви, иначе угрожали усложнить ему жизнь. Девушка уверяет, что за свидание с братом летом этого года ей пришлось заплатить 3800 рублей, а также оплатить гостиницу стоимостью 2900 рублей за 3 дня. Кроме того, позвонившая сообщила, что передала "не для брата" по его просьбе 20 бутылок минеральной воды "Ессентуки" и 2 блока сигарет KENT .

Житель Магнитогорска сообщил на "горячую линию" 8-800-777-01-01, что в 2010 году по прибытии в ИК-15 ему предложили заплатить 10 тысяч рублей за свидание с родственниками, а за 50 тысяч обещали "ослабить режим", то есть облегчить условия содержания и перевести на работу в клуб. Также он рассказал, что после избиения ему пришлось заплатить 10 тысяч рублей за перевод его из ИК-15 в ИК-3, откуда в декабре прошлого года он освободился условно-досрочно.

Житель Златоуста рассказал, что перед Новым 2011 годом, 29 декабря, в ИК-15 ему поступило настойчивое предложение заплатить 20 тысяч рублей за условно-досрочное освобождение. По его словам, родственникам пришлось через начальника отряда оформить официальное пожертвование колонии на эту сумму.

Еще один бывший осужденный, житель Челябинска заявил также с указанием конкретных фамилий, что в ИК-9 в 2004 году оперуполномоченный "забирал из приходящих посылок сигареты, сладости и т.п". В августе 2005, по словам позвонившего, при поступлении в отряд с режимом колонии-поселения тюрьмы № 1 Верхнеуральска оперуполномоченный настаивал на предоставлении материальной помощи колонии, в противном случае угрожая неприятностями, которые обещал организовать.

Между тем, правозащитники с 9:00 до 18:00 по московскому времени продолжают принимать звонки родственников осужденных, столкнувшихся с поборами со стороны сотрудников колоний, по номеру 8-800-777-01-01. Звонок бесплатный с мобильных и городских телефонов из любых регионов России.

Необходимость открытия новой "горячей линии" правозащитники объяснили последними событиями в Копейске, где сотни осужденных колонии №6 в знак протеста против поборов устроили бунт. В начале декабря из Копейска вернулась группа Межрегионального комитета против пыток и Ассоциации Агора, которая под эгидой Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека проводила в колонии общественное расследование.