Директор Human Rights Watch: У Кремля тонкие и эффективные методы давления
Для давления на общественные организации Кремль использует тонкие, но очень эффективные методы, заявил в среду исполнительный директор Human Rights Watch Кеннет Рот во время презентации доклада этой организации о состоянии гражданского общества в России.
Высказать свое мнение на презентации Роту удалось только благодаря телефонной связи, потому что Российский МИД не выдал ему визу.
"МИД России знал о том, что я хочу приехать на эту пресс-конференцию, и изменил свои требования, – сказал Кеннет Рот по телефону. – Впервые со времен Советского Союза представителю Human Rights Watch не выдали визу в страну. Мне лично в визе отказали только в Нигерии в 1997 г.".
Рот сказал, что ситуация с его визой хорошо иллюстрирует представляемый доклад "Удушающая бюрократия. Государство против независимой гражданской активности" о нападках государства на неправительственные организации.
"Законодательство 2006 г. о неправительственных организациях и подзаконные акты создали структуру, которая позволяет государству вмешиваться в деятельность независимых неправительственных организаций, – сказал Кеннет Рот. – Теперь каждая организация сталкивается с угрозой избыточного контроля. Кремль не пытается упразднить гражданское общество – в России существует 240 тыс. неправительственных организаций. Методы, которые использует Кремль, более тонкие, но очень эффективные".
Рот заявил, что новые правила, которые установили для некоммерческих организаций, настолько сложны, что каждая организация неизбежно их нарушает. Закон регламентирует каждый шаг неправительственных организаций от налоговых вопросов до использования лицензионного программного обеспечения. Кроме того, законодательство, по словам Рота, содержит много туманных положений. Например, от организации требуют, чтобы ее деятельность не противоречила целям национальных интересов. Помимо этого от общественников теперь требуют в отчетах о деятельности раскрывать конфиденциальную информацию.
По словам Кеннета Рота, чаще всего подвергаются проверкам те организации, которые занимаются проблемами в Чечне, правами человека. Часто проверяют также те организации, которые связаны с "Другой Россией", либо финансируются иностранцами. По результатам проверок Росрегистрация выносит предупреждения. После появления двух предупреждений организацию можно закрыть.
"Судьба некоммерческих организаций, которые неугодны властям, должна служить предупреждением остальным, – сказал Рот. – Наши беседы показали, что многие некоммерческие организации ограничивают свою деятельность, чтобы не вступать в конфликт с властью".
Эксперт отделения Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии Татьяна Локшина сообщила, что выполнение всех требований законодательства отнимает у некоммерческих организаций много времени. К примеру, когда воронежский Фонд за социальную и экономическую справедливость сменил директора, он отправил информацию об этом на 15 страницах в Росрегистрацию. Чиновники нашли в бумагах опечатки и вернули их. Когда исправленные бумаги опять отправили в Росрегистрацию, там нашли новые опечатки. В течение двух месяцев общественники и чиновники отсылали друг другу эти бумаги. Все это время организация не могла заниматься финансовой деятельностью, так как ее директор не имел право ставить свою подпись.
Кроме того, раньше некоммерческие организации регистрировали бесплатно, а теперь за это берут деньги. И стоит регистрация общественной организации больше, чем регистрация коммерческой – в Москве на 40%, в Санкт-Петербурге – на 50%. Заведующий кафедрой экономического факультета МГУ Александр Аузан сообщил, что в Москве за регистрацию некоммерческой организации надо заплатить 20 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге – 24 тыс. рублей, в Калмыкии – 45 тыс. рублей.
По состоянию на 1 сентября 2007 г. из реестра Росрегистрации по решению суда исключили 2300 НКО. Чиновники говорят, что это "организации-фантомы". А представители Human Rights Watch утверждают, что иногда закрывают и действующие организации. Среди них "Голос Беслана" и Воронежское общество потребителей.
Росрегистрация должна проверять все НКО раз в два года. Аузан заявил, что чиновники не могут этого сделать - на проверку одной организации по нормативам отводится 374 часов. Проверками в Росрегистрации занимается 2 тыс. 700 человек. По подсчетам Александра Аузана, при таких нормативах и таком количестве людей Росрегистрация сможет проверять каждую организацию один раз в 80 лет. Поэтому чиновникам надо либо увеличить число проверяющих до 32 тыс. человек, либо проверять организации выборочно.
Источник: Агентство национальных новостей