В Москве обсудили проблемы женщин-заключенных

15 декабря 2011 года организация Penal Reform International, ставящая своей целю содействие реформе исполнения наказаний, провела в Москве круглый стол на тему: "Права человека в системе уголовного правосудия: женщины-правонарушители, женщины в местах лишения свободы, дети, сопровождающие матерей в местах лишении свободы".

В мероприятии приняли участие представители правозащитных организаций, аппарата Уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ, Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), журналисты. Особенно много среди участников круглого стола было членов Общественных наблюдательных комиссий (ОНК) за местами лишения свободы из разных регионов России - Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Калужской области, Краснодарского края, Чувашии, Башкортостана и других.

Дискуссию открыли организаторы мероприятия - исполнительный директор Penal Reform International Элисон Хана, директор этого объединения в России, Украине и Беларуси Виктория Сергеева и член Общественной палаты РФ, президент Межрегионального благотворительного фонда помощи заключенным Мария Каннабих. Также выступила Алла Покрас, представляющая филиал Penal Reform International в нашей стране.

"Наша цель - продвижение практики реформ правосудия", - в частности, заявила Элисон Хана. В качестве одного из важных достижений Penal Reform International в этой сфере она отметила так называемые Бангкокские правила.

 

Фото Веры Васильевой, HRO.org   Слева направо: Элисон Ханна, Мария Каннабих, Виктория Сергеева, Алла Покрас. Фото Веры Васильевой, HRO.org Фото Веры Васильевой, HRO.org

Международные документы в области прав человека относят женщин, молодежь и детей к уязвимым группам населения. Попадая в сферу уголовного правосудия, они особенно уязвимы и нуждаются в том, чтобы государством принимались специальные меры по защите их прав и законных интересов.

Как напомнила Виктория Сергеева, Организация Объединенных Наций (ООН) неоднократно, в различных контекстах подчеркивала необходимость обращать внимание на положение женщин-правонарушителей и принимала специальные рекомендации, касающиеся женщин-заключенных.

В декабре 2010 года Генеральная Ассамблея ООН, приняв Резолюцию A/RES/65/229, одобрила Бангкокские правила - "Правила ООН, касающиеся обращения с женщинами-заключенными и мер наказания для женщин-правонарушителей, не связанных с лишением свободы".

Однако эти правила носят рекомендательный, а не обязательный характер.

В России условия содержания женщин в местах лишения свободы часто не учитывают их особых потребностей. Несовершеннолетние женского пола вынуждены отбывать наказание за многие тысячи километров от дома, а система содержания детей, сопровождающих матерей в местах лишения свободы, давно устарела и требует коренного реформирования. Более того, ни в Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года, ни в Модели воспитательного центра для лиц, совершивших преступления в несовершеннолетнем возрасте, особые потребности этих групп не отражены.

Мария Каннабих представила статистический портрет заключенных женщин и детей.

Всего в местах лишения свободы - изоляторах временного содержания (ИВС), следственных изоляторах (СИЗО), колониях, колониях-поселениях - находится около 70 тысяч женщин.

Согласно материалам специальной переписи осужденных лиц, содержащихся под стражей, которая проводилась с 12 по 18 ноября 2009 года, перелимит численности женских колоний - 1000 мест.

По данным переписи, наибольшую долю среди заключенных - 34,2% - составляют женщины в возрасте от 30 до 39 лет. В этот период наиболее болезненно проявляется неустроенность личной жизни, неудачи, нередко отсутствие семьи.

При этом средний возраст осужденных женщин составляет 25 лет.

Средний срок наказания, который они получают - 7 лет.

Если в среднем трудовой деятельностью заняты 25% осужденных, то среди женщин этой категории, по данным Марии Каннабих, работают почти все.

Примерно 30% женщин осуждены за убийство, 20% - за кражу, 1/3 - за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков.

Что касается детей, то при женских колониях имеется 13 домов ребенка. Также дети возраста до трех лет живут вместе с матерями в СИЗО. Несовершеннолетние нарушительницы закона содержатся в трех колониях, расположенных в Рязани, Старом Осколе и Томске.

Как особо подчеркнула Мария Каннабих, сотрудников системы исполнения наказаний не готовят специально для работы с женщинами-заключенными. Между тем, считает эксперт, это необходимо.

Собравшиеся за круглым столом обсудили наиболее частые и болезненные проблемы, с которыми сталкиваются женщины-заключенные и те, кто пытается им помочь.

Это, в частности, плохие бытовые условия - например отсутствие горячей воды - и такое же медицинское обслуживание. Так, обычно стоматологическая помощь ограничивается выдачей таблетки аспирина или удалением зубов.

В некоторых женских колониях в неудовлетворительном состоянии находятся комнаты для длительных свиданий с родственниками, либо этих помещений не хватает. Не приспособлены для женщин с маленькими детьми суды. Раздельное проживание детей и их матерей в колониях приводит к тому, что женщины утрачивают привязанность к ним, а дети получают тяжелую психологическую травму.

Страдают женщины в местах лишения свободы и из-за неудобной, некрасивой и не позволяющей согреться одежды и обуви.

Нарушаются их трудовые права - имеет место значительное превышение рабочего времени, в то время как зарплата мизерна, и, к тому же, из нее производятся всевозможные вычеты.

У осужденных, как правило, рвутся социальные связи с внешним миром, что, в результате, приводит к повторному совершению ими преступлений.

Кроме того, участники дискуссии высказали мнение о необходимости повышения до 21 года возраста для девочек, содержащихся в воспитательных колониях. Сейчас он составляет 19 лет, после чего заключенные девочки направляются в колонии для взрослых, что также нередко влечет за собой негативные последствия для их дальнейшей судьбы.